Делайте из этих простых предложений сложноподчинённые предложения. 1) Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нём: «Чехов — это Пушкин в прозе». (Н.Телешов) 2) «Твой отец — добрый малый», — промолвил Базаров. (И. Тургенев) 3) «Про Аксинью не слышно?» — спросил Григорий с деланым равнодушием в голосе. (М. Шолохов) 4) Коля подумал: «Почему это рядом с оленьим следом вьётся ровной цепочкой лисий?» (В. Песков)
Обоснование: В данном случае добавляемое подчинительное предложение выражает причину или объяснение ("недаром") к высказыванию Л.Н.Толстого ("говорил о нём, что «Чехов — это Пушкин в прозе»).
Пошаговое решение:
- Определить главное и подчинительное предложения:
Главное предложение: Лев Николаевич Толстой говорил о нём.
Подчинительное предложение: что "Чехов — это Пушкин в прозе".
- Вставить союз "что" перед подчинительным предложением.
- Добавить косые кавычки для выделения цитаты.
Итоговое сложноподчиненное предложение: Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нём, что "Чехов — это Пушкин в прозе".
2) "Твой отец — добрый малый", — промолвил Базаров. (И. Тургенев)
Обоснование: В данном случае добавляемое подчинительное предложение выражает прямую речь ("Твой отец — добрый малый"), сказанную персонажем Базаровом.
Пошаговое решение:
- Определить главное и подчинительное предложения:
Главное предложение: промолвил Базаров.
Подчинительное предложение: "Твой отец — добрый малый".
- Вставить кавычки для выделения прямой речи.
- Вставить тире перед началом прямой речи.
Итоговое сложноподчиненное предложение: "Твой отец — добрый малый", — промолвил Базаров.
3) "Про Аксинью не слышно?", — спросил Григорий с деланым равнодушием в голосе. (М. Шолохов)
Обоснование: В данном случае добавляемое подчинительное предложение выражает прямую речь ("Про Аксинью не слышно?"), сказанную персонажем Григорием.
Пошаговое решение:
- Определить главное и подчинительное предложения:
Главное предложение: спросил Григорий с деланым равнодушием в голосе.
Подчинительное предложение: "Про Аксинью не слышно?".
- Вставить кавычки для выделения прямой речи.
- Вставить знак вопроса в кавычках.
Итоговое сложноподчиненное предложение: "Про Аксинью не слышно?", — спросил Григорий с деланым равнодушием в голосе.
4) Коля подумал, "почему это рядом с оленьим следом вьётся ровной цепочкой лисий?" (В. Песков)
Обоснование: В данном случае добавляемое подчинительное предложение выражает мысль ("почему это рядом с оленьим следом вьётся ровной цепочкой лисий?"), произнесенную Колей.
Пошаговое решение:
- Определить главное и подчинительное предложения:
Главное предложение: Коля подумал.
Подчинительное предложение: "почему это рядом с оленьим следом вьётся ровной цепочкой лисий?".
- Вставить кавычки для выделения мысли.
- Вставить знак вопроса в кавычках.
Итоговое сложноподчиненное предложение: Коля подумал, "почему это рядом с оленьим следом вьётся ровной цепочкой лисий?".