Что такое шедевр? Каким он должен быть и где его искать? Именно над этими вопросами задумывается К. Г. Паустовский.
Наблюдая за красотой природы, повествователь говорит о том, что ему нужно было написать статью, в которой нужно было раскрыть понятие шедевра и поведать о любом литературном шедевре. Автор расширяет общепринятое понятие шедевра – «совершенное и безукоризненное произведение». Он говорит, что шедевры есть не только в искусстве, но и в природе. Все окружающее нас – творение природы, «произведение ее таинственного искусства». К.Г. Паустовский не соглашается с бытующим мнением о том, что шедевров насчитывается немного. Автор говорит о том, что шедевров много, что они окружают нас: «шедевры кисти, резца, мысли и воображения». Все они рождаются благодаря «жажде достигнуть все более высоких пределов». И признаком шедевра является то, что они «остаются жить в нас надолго, почти навсегда». К.Г. Паустовский говорит о том, что свойство шедевра заключается в том, что оно делает равноправными творцами всех людей, включая и создателя.
Шедевр не обязательно должен быть сложным и непонятным, может даже наоборот, он будет простым и повседневным, главное понять это и наслаждаться всеми радостными мелочами жизни.
Поднятая автором проблема находит отражение в произведениях литературы.
В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» особое место занимает музыкальное произведение, созданное известным композитором Бетховеном. То, что «Лунная соната» является настоящим шедевром, подчеркивается тем, что сам композитор передал свои чувства и эмоции, которые нашли отражение в душах других людей. Желтков смог найти в этой мелодии самого себя, найти истинный смысл этой композиции. И когда Вера Шеина слушает «Лунную сонату», она понимает все те чувства, которые испытывал любивший ее Желтков.
Таким образом, шедевр – это совершенное произведение, творцом которого является либо человек, либо сама природа.