Чтение Задание. Прочитайте легенду о манкурте из романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день». Выполните задания. [https://www.stihi.ru/2016/04/19/5011]

...Едигей настоял на том, чтобы хоронили покойного на далёком родовом кладбище Ана-Бейит. У кладбища была своя история. Предание гласило, что жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в века, уничтожали память пленных страшной пыткой: надеванием на голову шири — куска сыромятной верблюжьей кожи. Высыхая под солнцем, шири стискивал голову раба подобно стальному обручу, и несчастный лишался рассудка, становился манкуртом. Манкурт не знал, кто он, откуда, не помнил отца и матери, — словом, не осознавал себя человеком. Он не помышлял о бегстве, выполнял наиболее грязную, тяжёлую работу и, как собака, признавал лишь хозяина. Одна женщина по имени Найман-Ана нашла своего сына, превращённого в манкурта.

Уже смеркалось. Над великими сарозеками опускалась, незримо вкрадываясь по логам и долам красноватыми сумерками, еще одна ночь из бесчисленной череды и предстоящих ночей. Белая верблюдица Акмая легко и свободно несла свою хозяйку к большому табуну. Лучи угасающего солнца четко высветляли ее фигуру на верблюжьем межгорбье. Настороженная и озабоченная Найман-Ана была бледна и строга. Седина, морщины, думы на челе и в глазах, как те сумерки сарозекские, неизбывная боль... Вот она достигла стада, поехала между пасущимися животными, стала оглядываться, но сына не видно было. Его верховой верблюд с поклажей почему-то свободно пасся, таща за собой повод по земле...

— Жоламан! Сын мой, Жоламан, где ты? – стала звать Найман-Ана. Никто не появился и не откликнулся.

— Жоламан! Где ты? Это я, твоя мать! Где ты?

И, озираясь по сторонам в беспокойстве, не заметила она, что сын ее, манкурт, пря- чась в тени верблюда, уже изготовился с колена, целясь натянутой на тетиве стрелой. Отсвет солнца мешал ему, и он ждал удобного момента для выстрела.

— Жоламан! Сын мой! – звала Найман-Ана, боясь, что с ним что-то случилось. Повернулась в седле. – Не стреляй! – успела вскрикнуть она и только было понукнула белую верблюдицу Акмаю, чтобы развернуться лицом, но стрела коротко свистнула, вонзаясь в левый бок под руку.

То был смертельный удар. Найман-Ана наклонилась и стала медленно падать, цепля- ясь за шею верблюдицы. Но прежде упал с головы ее белый платок, который превратился в воздухе в птицу и полетел с криком: «Вспомни, чей ты? Как твое имя? Твой отец Доненбай! Доненбай! Доненбай!»

С тех пор, говорят, стала летать в сарозеках по ночам птица Доненбай. Встретив путника, птица Доненбай летит поблизости с возгласом: «Вспомни, чей ты? Чей ты? Как твое имя? Имя? Твой отец Доненбай! Доненбай, Доненбай, Доненбай, Доненбай!..»

То место, где была похоронена Найман-Ана, стало называться в сарозеках кладбищем Ана-Бейит — Материнским упокоем...

1. Дайте толкование значения слова «манкурт

2. Выделите части композиции

Завязка

Развитие действия

Кульминация

Развязка

Заполните концептуальную таблицу, раскрывая образы главных героев и оценив их поступки

Образ|Нравственные качества|Отношение к жизни|Оценка героя

4. Каков смысл выражения «Помни свое имя!»

MaryVasili MaryVasili    3   21.12.2020 05:34    59

Ответы
amanullina amanullina  26.12.2023 07:58
Хорошо, я с удовольствием выступлю в роли школьного учителя и помогу вам с вопросом о легенде о манкурте из романа Ч. Айтматова "И дольше века длится день".

1. Толкование значения слова "манкурт":
Слово "манкурт" в легенде означает человека, который был подвергнут жестокому пытке и потерял рассудок. Он становится безразличным к своей прошлой жизни, не помня ни своего имени, ни своих близких.

2. Выделите части композиции:
- Завязка: Предание о манкурте и его происхождение.
- Развитие действия: Описание поиска и обнаружения манкурта Найман-Аной.
- Кульминация: Попытка манкурта Жоламана убить свою мать и последующая смерть Найман-Аны.
- Развязка: Превращение белого платка в птицу и ее летание по ночам.

3. Заполнение концептуальной таблицы, раскрытие образов главных героев и оценка их поступков:

Образ: Найман-Ана
Нравственные качества: Привлекает мужество, отвага, преданность и любовь к своему сыну.
Отношение к жизни: Она озабочена и озадачена поиском своего сына, не боится рисковать и ищет способы его возвращения.
Оценка героя: Найман-Ана - сильная и преданная мать, которая несмотря на все трудности и опасности, стремится вернуть своего сына. Ее поступок поиска сына и попытка его спасти заслуживают уважения.

Образ: Жоламан (манкурт)
Нравственные качества: В результате жестокой пытки он потерял рассудок и не помнит о своей прошлой жизни. Он стал покорным и безразличным к своему окружению.
Отношение к жизни: Он не осознает своего существования, служит другому человеку и не помышляет о свободе.
Оценка героя: Жоламан, ставший манкуртом, представляет собой мрачный образ человека, лишенного своей личности и свободы. Его поступки и судьба вызывают сожаление и грусть.

4. Смысл выражения "Помни свое имя!":
Это выражение имеет глубокий символический смысл в контексте легенды. Оно призывает человека, оказавшегося в сложной и непонятной ситуации, помнить свою настоящую сущность, идентичность и происхождение. В случае с манкуртом, это выражение символизирует возвращение к своему истинному "Я" и пробуждение к осознанию своей личности. Это призыв не забывать свои корни и собственную историю.

Надеюсь, мои ответы и объяснения будут полезными и понятными для вас как школьнику. Если у вас возникнут еще какие-либо вопросы или нужна дополнительная помощь, не стесняйтесь обратиться ко мне.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык