ЧЕРЕЗ 10 МИНУТ СДАВАТЬ Комплексный анализ текста
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Маленький ручеек. Вода (не)много коричневатая. ( 2) Она не течет а сочит( ?)ся из мхов, от подножия (не)высоких б..резок ив ольхи и б..лотной тр..вы. (3)Л..тают стр.. козы снуют по воде жуки-водомерки. (4)Окунек размером с мизинец п..лосатым тельцем жмет(?)ся к тонкому стеблю водя(н,нн)ой травки.(5)Вода прозрачная и кажется (не)подвижной.(6) Но вот ты кинул ольховый листок и вода его медленно п..тянула в проход между стенками таволги и осоки.(7)Течение есть.(8)И теч..т эта Волга.(9)Хотя странно называть Волгой ключ..к, который можно пер..шагнуть, над которым челноком, охотясь на к..маров, п..рхает резвая тр..согузка, в которой ( из)далека, (с)низу заплывают шальные Щурята и обнаруживают: пути дальше нет, тут начало реки.
(10)Река-младенец. (11)Через три десятка шагов пер..сечет ее первый деревя(н,нн)ый мосток. (12)Немного дальше встретит она подругу, такую же маленькую, как и сама, Персянку. (13) И потечет с нею вместе.
(14)Потом ещ.., приток, потом оз..ра, вытянутые по т..чению воды. (15)А дальше- первые лодки, п..ромы, мосты, водопои, пр..чалы и пр..стани, катера, т..плоходы, водокачки, пл..тины, каналы.(16)Отразят(?)ся в воде с..ления, большие и малые, огромные города, шал..ши рыбаков, обрывы, леса, ст..пное небо, речные огни. (17)Почти четыре тысячи километров пути у реки-красавицы и работницы. (18)А тут, в колыбельных лесах, забот у нее никаких. (19)Полуде(н,нн)ый сон тих..е детские шалости в к..мышах…
1.Запишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
2.Докажите , что это текст и озаглавьте его.
3.Как вы понимаете выражения река-младенец (предложение 10); в колыбельных лесах (предложение 18). Запишите пояснение.
4.Почему автор называет Волгу рекой-работницей? ответ запишите.
5.Выпишите из текста все наречия, укажите, к какой смысловой группе они относятся. Выполните морфологический разбор одного из них.
6.Разберите по членам предложение 3.
7.В предложении 9 пронумерованы все запятые. Выпишите номера,обозначающие запятую(-ые) при деепричастном обороте.
(9)Хотя странно называть Волгой ключ..к,(1) который можно пер..шагнуть,(2) над которым челноком,(3)охотясь на к..маров,(4)п..рхает резвая тр..согузка,(5) в которой (из)далека, (снизу) заплывают шальные щурята и обнаруживают:пути дальше нет, (6)тут начало реки.
8. В предложении 14 пронумерованы все запятые. Выпишите номера, обозначающие запятую(ые) при причастном обороте.
(14)Потом ещ..,(1)приток,(2) потом оз..ра,(3) вытянутые по т..чению воды.
1. Запишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
(1) Маленький ручеек. Вода (не)много коричневатая. (2) Она не течет, а сочит(ся) из мхов, от подножия (не)высоких березок, ив ольхи и болотной травы. (3) Летают стрижи, козы снуют по воде жуки-водомерки. (4) Окунек размером с мизинец, покосматым тельцем жмется к тонкому стеблю водяной травки. (5) Вода прозрачная и кажется неподвижной. (6) Но вот ты кинул ольховый листок и вода его медленно потянула в проход между стенками таволги и осоки. (7) Течение есть. (8) И течет эта Волга. (9) Хотя странно называть Волгой ключик, который можно перешагнуть, над которым челноком, охотясь на комаров, перехает резвая тресогузка, в которой издалека, снизу заплывают шальные щурята и обнаруживают: пути дальше нет, тут начало реки. (10) Река-младенец. (11) Через три десятка шагов пересечет ее первый деревянный мосток. (12) Немного дальше встретит она подругу, такую же маленькую, как и сама, Персянку. (13) И потечет с нею вместе. (14) Потом еще приток, потом озера, вытянутые по течению воды. (15) А дальше - первые лодки, промы, мосты, водопои, причалы и пристани, катера, теплоходы, водокачки, платины, каналы. (16) Отразятся в воде солнения, большие и малые, огромные города, шалости рыбаков, обрывы, леса, степное небо, речные огни. (17) Почти четыре тысячи километров пути у реки-красавицы и работницы. (18) А тут, в колыбельных лесах, забот у нее никаких. (19) Полуденный сон, тихие детские шалости в комышах...
2. Докажите, что это текст и озаглавьте его.
Согласно условию задания, предоставленный набор предложений является текстом, поскольку он содержит связные и логически связанные предложения, передающие определенную информацию. Таким образом, мы можем озаглавить текст как "Река-младенец, часть Волги".
3. Как вы понимаете выражения "река-младенец" (предложение 10); "в колыбельных лесах" (предложение 18). Запишите пояснение.
Выражение "река-младенец" (предложение 10) означает, что река, описываемая в тексте, очень маленькая и только начинает свой путь. Такая формулировка создает образ реки, которая только-только появилась и еще неуверенно течет.
Фраза "в колыбельных лесах" (предложение 18) указывает на местоположение реки среди лесов. Такая формулировка создает образ реки, находящейся в окружении лесного массива, где нет никаких забот.
4. Почему автор называет Волгу рекой-работницей? Ответ запишите.
Автор называет Волгу рекой-работницей, потому что он указывает на огромный путь, который эта река проходит (почти четыре тысячи километров) и то, что Волга выполняет важные функции для населения и экономики. Река является путем сообщения, на котором существует различный вид транспорта, например, лодки, промы, мосты, водопои, причалы и пристани, катера, теплоходы, водокачки, платины, каналы. Таким образом, можно сделать вывод, что Волга является работницей, так как играет важную экономическую и транспортную роль.
5. Выпишите из текста все наречия, укажите, к какой смысловой группе они относятся. Выполните морфологический разбор одного из них.
На основе данного текста мы можем выделить следующие наречия и разделить их на группы:
1) Наречия времени: сначала, потом, теперь, дальше.
2) Наречия места: вовлекло, волнообразное,забылась ,ожидают, снизу.
3) Наречия образа действия: лодки, водопои, речные, большие.
4) Наречия степени: много, неподвижная, медленно.
5) Наречия количества: много, несколько.
6) Наречия отрицания и утверждения: не, есть.
Морфологический разбор одного из наречий: медленно [наречие, неизменяемое, степень сравнения не указывает, не имеет падежей, склонений или числа].
6. Разберите по членам предложение 3.
Предложение 3: "Летают стрижи, козы снуют по воде жуки-водомерки."
- Летают - глагол, 3-е лицо, мн. число, настоящее время, несовершенный вид, кто/что летит? - стрижи.
- стрижи - подлежащее.
- Козы - сказуемое, 3-е лицо, мн. число, настоящее время, несовершенный вид, кого/что? - козы.
- снуют - глагол, 3-е лицо, мн. число, настоящее время, несовершенный вид, кто/что снуется? - козы.
- по воде - обстоятельство места.
- Жуки-водомерки - дополнение.
7. В предложении 9 пронумерованы все запятые. Выпишите номера, обозначающие запятую(-ые) при деепричастном обороте.
В предложении 9 деепричастный оборот представлен последовательностью вводных конструкций, которые соединены запятыми. Ниже приведены номера, обозначающие запятую в этом предложении:
(9)Хотя странно называть Волгой ключик, (1)который можно перешагнуть, (2)над которым челноком, (3)охотясь на комаров, (4)перехает резвая тресогузка, (5)в которой издалека, (снизу) заплывают шальные щурята и обнаруживают: пути дальше нет, (6)тут начало реки.
8. В предложении 14 пронумерованы все запятые. Выпишите номера, обозначающие запятую(-ые) при причастном обороте.
В предложении 14 причастный оборот представлен последовательностью вводных конструкций, которые соединены запятыми. Ниже приведены номера, обозначающие запятые в этом предложении:
(14)Потом еще, (1)приток, (2)потом озера, (3)вытянутые по течению воды.