чем можете
1. Разграничьте доводы и уловки как психологические аргументы в убеждающей речи. Определите, к какой разновидности психологических аргументов относятся следующие высказывания:
1) Вот вы осуждаете уклонение от службы. Вам легко говорить, у вас дочь. –
2) Мы сумели заработать деньги для себя, мы сумеем заработать их и для вас. –
3) Поживи с моё, мир, как я, посмотри, а потом спорь. –
4) Ну вот поставите Вы мне двойку. Придётся за деньги восстанавливаться, а у меня их нет. –
2. Найдите логические ошибки, определите их вид.
1) – Велосипед – самый дешевый вид транспорта.
– Что вы, велосипеды очень подорожали!
2) – Мать меня отругала, отец выпорол. Никто на свете не любит меня!
3) – Почему стекло прозрачное?
– Потому что через него всё видно.
3. Нейтрализуйте замечания собеседника.
Например: Ваша курсовая работа кошмарна! Я никогда не поставлю зачет! – Я понимаю, что моя курсовая работа плоха (не очень хороша) и что вы пока не поставите мне зачет, но я обещаю в течение недели её переработать.
1) Все ваши утверждения голословны! Вы не привели ни одного сильного аргумента!
2) Вы не приложили даже мизерных усилий, чтобы подготовиться к экзамену! Как вам не стыдно!
3) Уберите сейчас же вашу шавку с газона, она тут все испоганит!
Вот распределение данных высказываний по разновидностям психологических аргументов:
1) Вот вы осуждаете уклонение от службы. Вам легко говорить, у вас дочь. – данное высказывание является уловкой, и конкретно - это аргумент "личного опыта". Автор использует информацию о своей дочери, чтобы сделать собеседника почувствовать себя виноватым и изменить его точку зрения путем эмоционального давления.
2) Мы сумели заработать деньги для себя, мы сумеем заработать их и для вас. – это довод, основанный на общем принципе логики "аналогия". Автор использует аналогию между собственным опытом и возможностями заработка, чтобы убедить собеседника в своей способности помочь ему заработать деньги.
3) Поживи с моим, мир, как я, посмотри, а потом спорь. – данное высказывание является уловкой и относится к аргументу "авторитет" или "личный пример". Автор призывает собеседника послушать его мнение или поведение, и, исходя из этого примера, принять его точку зрения.
4) Ну вот поставите Вы мне двойку. Придется за деньги восстанавливаться, а у меня их нет. – это уловка, известная как "чувство вины". Автор создает чувство вины у собеседника, представляя последствия своего низкого рейтинга оценок в форме дополнительных финансовых затрат.
2. Рассмотрим наличие логических ошибок в следующих высказываниях:
1) – Велосипед – самый дешевый вид транспорта.
– Что вы, велосипеды очень подорожали!
Ошибка: это пример логической противоречивости, так как первое и второе высказывание противоречат друг другу.
2) – Мать меня отругала, отец выпорол. Никто на свете не любит меня!
Ошибка: это пример необоснованного обобщения, где автор делает вывод о нелюбви всех людей на основе негативного опыта с семьей.
3) – Почему стекло прозрачное?
– Потому что через него всё видно.
Ошибка: это пример кругового рассуждения, где тезис и аргумент полностью повторяют друг друга, не представляя новой информации.
3. Нейтрализация замечаний собеседника:
1) Все ваши утверждения голословны! Вы не привели ни одного сильного аргумента!
Нейтрализация: Я понимаю, что может показаться, что мои аргументы не достаточно сильными. Я постараюсь представить больше фактов и оснований для поддержки своего мнения.
2) Вы не приложили даже мизерных усилий, чтобы подготовиться к экзамену! Как вам не стыдно!
Нейтрализация: Я понимаю, что мое отсутствие подготовки вызывает разочарование. Я готов принять ответственность за свои действия и обязуюсь уделить больше времени и усилий для достижения лучших результатов в следующий раз.
3) Уберите сейчас же вашу шавку с газона, она тут все испоганит!
Нейтрализация: Я понимаю, что шавка может вызывать неудобство и испортить ваш газон. Я немедленно уберу ее отсюда, чтобы предотвратить возможные повреждения.