Человек должен быть интеллигентен! (Д. С. Лихачёв)
Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно
Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.
Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.
Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», — вот это и будет интеллигентный человек.
Интеллигентность не только в знаниях, а в к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя — не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
Интеллигентность — это к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать — тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А. тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил долголетию — это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.
Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой не жить…
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.
Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.
Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).
13. Д.С.Лихачёв считает, что интеллигентность – это:
А) путешествия
В) нравственное здоровье
С) знание языков
D) образование
Е) чтение
14. Интеллигентность нужна:
А) только для окружающих
В) чтобы жить долго и счастливо
С) при всех обстоятельствах
D) чтобы блеснуть эрудицией
Е) для себя
16. В размышлениях Лихачёва присутствуют приметы публицистического стиля:
А) общенаучная лексика
В) использование вводных слов и выражений
С) канцеляризмы
D) воздействие и сообщение
Е) функция сообщения
18. Утверждение, которому в тексте представлен ряд последовательных доказательств:
А) Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым.
В) Тренировка физических сил долголетию
С) Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным
D) Интеллигентный человек – это тот, кто получил хорошее образование
Е) Интеллигентность не только в знаниях, а в к пониманию другого.
19. Качество человека, которое нельзя путать с интеллигентностью:
А) физическое здоровье
В) красота
С) приветливость
D) долголетие
Е) образованность
20. Информация, соответствующая содержанию текста:
А) Отсутствие широкого кругозора не мешает некоторым людям быть внутренне интеллигентными
В) Только тренировка физических сил долголетию
С) Интеллигентным можно назвать только того человека, который имеет высокий уровень образования, много читает.
D) Нужно отказаться от стремления быть интеллигентным, если это мешает установить доверительные отношения с окружающими
Е) Интеллигентный человек должен обязательно владеть иностранным языком, так как это необходимо в современном мире.
Б) нравственное здоровье
Обоснование: В тексте указано, что интеллигентность равна нравственному здоровью. Автор объясняет, что для того чтобы жить долго и счастливо, человек должен быть интеллигентным, и нравственное здоровье является его составной частью.
14. Интеллигентность нужна:
С) при всех обстоятельствах
Обоснование: В тексте указано, что интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она не только помогает окружающим, но и самому человеку, чтобы жить долго и счастливо.
16. В размышлениях Лихачёва присутствуют приметы публицистического стиля:
Е) функция сообщения
Обоснование: В тексте присутствуют высказывания, сообщающие авторовы размышления и мнения. Он предлагает свою точку зрения и дает объяснения и аргументы в поддержку своего утверждения, тем самым выполняя функцию сообщения.
18. Утверждение, которому в тексте представлен ряд последовательных доказательств:
А) Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым.
Обоснование: В тексте автор приводит ряд примеров, который последовательно доказывает данное утверждение. Он говорит о том, что злобная реакция, грубость и несоответствующее поведение делают человека некрасивым, в то время как приветливость и доброта придают человеку не только физическое здоровье, но и красоту.
19. Качество человека, которое нельзя путать с интеллигентностью:
А) физическое здоровье
Обоснование: В тексте отдельно подчеркивается, что интеллигентность не является физическим здоровьем. Хотя то, что физическое здоровье является важным для долголетия, тема также косвенно касается здоровья, но не связана напрямую с интеллигентностью.
20. Информация, соответствующая содержанию текста:
А) Отсутствие широкого кругозора не мешает некоторым людям быть внутренне интеллигентными
Обоснование: В тексте указывается, что интеллигентность не только связана с образованием, знаниями и широким кругозором. Человек может быть внутренне интеллигентным даже без этих факторов, если у него есть восприимчивость к интеллектуальным ценностям и интерес к истории, артестическое чутье и способность различать настоящее произведение искусства от неприятных вещей.