Берега стояли во мгле, неясные, таинственные, как будто прислушиваясь к немолчному шороху все прибывающей реки. Поверхность ее была темна, не видно было даже «цвету», только кое-где мерцали, растягивались и тотчас исчезали на бегущих струях дрожащие отражения звезд, да порой игривая волна вскакивала на берег и бежала к нам, сверкая в темноте пеной, точно животное, которое резвится, пробегая мимо человека. Артель все еще бушевала на другом берегу, но песня, по-видимому, угасала, как наш костер, в который никто не подбрасывал больше хворосту.
Я тоже улегся рядом со спящими ветлугами, любуясь звездным небом, начинавшим загораться золотыми отблесками подымавшейся за холмами луны. А с горы, поскрипывая, спускался опять запоздалый воз, подходили пешеходы и, постояв на берегу или безнадежно выкрикнув лодку, безропотно присоединялись к нашему табору, задержанному военною хитростью перевозчика Тюлина.
(По В. Короленко)
Задачи:
1) Найдите в словах бушевала, тоже, перевозчика глухие согласные звуки, которые не имеют парных звонких.
2) У данных существительных, прилагательных и глаголов выделите окончания. Что они обозначают? Стояли, шороху, поверхность, больше.
3) От глаголов спать и улечься образуйте все возможные причастия и деепричастия.
4) Найдите в тексте обстоятельства, выра¬женные деепричастными оборотами и оди¬ночными деепричастиями.
5) Составьте схему предложения «Ас горы ...». Охарактеризуйте структуру этого предложения.