А_Русский язык_14.05.2020
Задание по русскому языку
Тема урока: Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа
Дата урока (по расписанию): 14.05.2020
Номер занятия (по журналу): 2
Класс: 5А
Алгоритм изучения материала:
Изучите теоретический материал
Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего и будущего времени. При этом в времени глаголы обозначают действия, которые происходили до момента речи. В настоящем времени – действия, которые происходят в момент речи. А в будущем времени – действия, которые будут происходить после момента речи.
Рассмотрим употребление форм одного времени в значении другого.
Применение форм одного времени в значении другого часто встречается в литературных произведениях. Это позволяет автору достичь выразительности, образности.
1. Форма настоящего времени может употребляться в значении будущего (действие должно осуществиться в скором будущем): «Завтра я еду в Москву».
2. Формы настоящего времени – в значении Подхожу к дому и вижу одни развалины». Это так называемое настоящее историческое.
3. Формы будущего времени с отрицанием обозначают отсутствие или невозможность действия в настоящем: «Она думает о чём-то и не шевельнёт даже бровью, и не слышит меня» (А. П. Чехов будущее может обозначать действия, повторяющиеся в настоящем или в Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.
(А. С. Пушкин)
5. В сочетании с частицей «как» форма времени обозначает стремительное действие в Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит.
(С. Я. Маршак)
6. Формы времени глаголов совершенного вида изредка употребляются в значении будущего: «Пропала моя головушка!» (Л. Н. Толстой).
2. Выполните упражнения.
1) Найдите предложения, в которых настоящее время используется вместо Выпишите номера этих предложений.
1. Иду я вчера в школу и вдруг натыкаюсь на дерево!
2. Сегодня я занимаюсь только важными делами.
3. Каждый день мы дружно убираем наш класс.
4. В 988 году князь Владимир вводит христианство в качестве государственной религии.
2) Прочитайте стихотворение С.А.Есенина, адресованное детям. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните. Подчеркните глаголы как члены предложения, определите их вид и время. Напишите ответ на последний во текста.
Что это такое?
В этот лес зав...р..женный,
По пушинкам серебра,
Я с винтовкой зар..женной
На охоту шел вчера.
По дорожк.. чистой, гладкой
Я н.. насл..дил...
Кто ж катался здесь украдкой?
Кто здесь падал и ходил?
Подойду, взгл..ну поближе:
Хрупкий снег изломан весь.
Здесь вот когти, дальше — лыжи...
Кто-то странный бегал здесь.
Кабы твердо знал я тайну
Зак..лдованным речам,
Я узнал бы хоть случайно,
Кто здесь брод..т по ночам.
Из-за ёлк.. бы высокой
Подсм..трел я на кругу:
Кто глубокий след д..лекий
Ост..вляет на снегу?..
заворожённый
заряженный
дорожке
взгляну
закалдованным
бродит
Ёлки
посмотрел
далёкий
оставляет
1.
Найдите предложения, в которых настоящее время используется вместо
1. Иду я вчера в школу и вдруг натыкаюсь на дерево!
4. В 988 году князь Владимир вводит христианство в качестве государственной религии.
2.
Прочитайте стихотворение С.А.Есенина, адресованное детям. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните. Подчеркните глаголы как члены предложения, определите их вид и время. Напишите ответ на последний вопрос текста.
ответ в приложении.