а) прочитайте тексты; определите тип и стиль речи.
б) определите тему и основную мысль каждого текста.
в) выпишите главную информацию (сжатие)
9. И у реки, на пригорке, под липой, где они расположились, я услышал такой разговор:
- Интересно, что это он старался, колбасу разогревал?
- С чего-то, видно, имеет.
- Он бутылки вернуть, чтобы, дескать, в траве не оставили. Наверное, за пустые бутылки взял. Трое закатили глаза под лоб, считали.
- Да нет, он взял без стоимости посуды.
- Тогда, может быть, за колбасу с наценкой, за поджарку.
Опять посчитали, копейка в копейку.
- Вот чёрт хитрый. С чего же он всё-таки имеет, а?... (По А. Васинскому)
10. Мальчик был одет но добротно: и в том, как сидела на нём подбитая лёгкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки – всё выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. (М. Шолохов)
В тексте №10 преобладает описательный стиль речи. Это можно определить по тому, что автор описывает внешний вид мальчика, используя детальные описания его одежды и акцентируя внимание на материнской заботе и искусстве.
б) Тема текста №9: неопределенность и догадки относительно происхождения колбасы и бутылок.
Основная мысль текста №9: говорящие пытаются выяснить, откуда у человека возникло то или иное имущество, и выразить своё недоумение относительно его способов приобретения.
Тема текста №10: описание внешнего вида мальчика и его одежды.
Основная мысль текста №10: мальчик был хорошо одет и в его одежде были видны знаки материнской заботы.
в) Главная информация текста №9: говорящие беседуют и пытаются выяснить, откуда у человека появилась колбаса и бутылки. Они делают предположения о том, каким образом он их получил.
Главная информация текста №10: мальчик был хорошо одет и его наряд указывал на материнскую заботу и умелые швейные навыки. Особое внимание уделено описанию его куртки и сапожек.