8. Напишите аннотацию к научной статье Я боюсь, что настанет тот день,
когда технологии превзойдут простое
человеческое общение.
И мы получим поколение идиотов.
Альберт Эйнштейн
Духовность человека по-разному понимается в светском и религиозном мире. Мы под духовностью и духовной жизнью человека и общества понимаем область бытия, в которой объективная реальность дается людям в качестве реальности, присутствующей в самом человеке, и которая является неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь возникает на основе практической деятельности человека, в процессе образования и воспитания, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. Духовная жизнь складывается, как правило, из знания, веры, чувства, переживания, потребности, идеологии, стремления и целей людей. В совокупности все это составляют духовный мир личности, который направляет ее деятельность и обеспечивает жизне
Кроме этого, отметим, что духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни человека и общества, такими, как экономика, политика, социальная сфера и др., и во многом определяет и, повторяем, направляет их. Именно это дает основание считать духовность важнейшим фактором, влияющим и на национальную безопасность. Духовная безопасность – это национальная безопасность. Российский исторический опыт это неоднократно подтверждал.
Носителем и проводником духовности всегда являлся учитель. Большая удача, если на пути человека случится встреча с настоящим учителем (школьным ли педагогом, спортивным ли тренером, мастером на заводе, научным ли руководителем, наконец, будут ли мудрыми, любящими родители-воспитатели и т. д.), и тогда мы понимаем, что в этом случае встреча с ним, с учителем, определит успешный жизненный путь человека найти, по словам В. Высоцкого, «свою колею», которая сделает его состоявшимся человеком, полезным для общества, счастливым. Мы можем привести множество примеров, когда у великих людей были великие учителя. И многих бед человечество избежало бы, если бы у вершителей судеб человеческих были мудрые духовные учителя.
Отношение к учителю как носителю духовно-нравственного начала, как некой абсолютной мудрости, справедливости, доброты имеет тысячелетнюю историю. Вспомним китайскую философию. Именно учитель был призван восстанавливать гармонию мира, когда она нарушается и грозит этому миру катастрофой.
Неспроста А. Дистервег, выдающийся немецкий педагог, предлагает среди «базовых национальных ценностей установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя».[2]
В свете таких традиционных представлений об учителе справедливо возникает вопрос, повлияет ли современная установка на «цифровизацию образования» на то положение, которое будет занимать учитель? Если повлияет, то как? Какие риски и вызовы духовной безопасности мы получим в итоге в этой ситуации? Или нет основания для проблематизации этой темы?
Конечно, хотим мы того или нет, цифровизация неизбежно вторгается в нашу каждодневную жизнь, жизнь семей, во взаимоотношения родителей и детей, в жизнь общества в целом. Научно-технический прогресс не остановить. Уже выросло целое поколение, которое не представляет свою жизнь без электронных систем, ежедневного выхода в онлайн, общения в социальных сетях и учебы в сети. Да и сама школа, сам процесс обучения приобрел много положительных качеств, благодаря техническим новшествам. Например, многие используемые в процессе обучения цифровые средства вовлечь в учебный процесс всех учащихся, в том числе не уверенных в своих силах или застенчивых, обычно не проявляющих инициативу. Онлайн-системы позволяют регулярно получать обратную связь в виде, например, оценок учащимися доступности учебных материалов и заданий. Анализ учебных данных позволяет педагогу легко и быстро выявлять затруднения каждого обучающегося и вовремя оказывать определять области, где учащиеся могут состязаться, а значит, легко скорректировать работу каждого ученика или их групповую работу и т.д. И это только несколько примеров позитивной роли цифровизации.
Судя по заявлениям чиновников, цифровая трансформация школ — вопрос решенный. В российских школах появятся смешанные уроки, на которых учителю вести занятия будут цифровые технологии. Ольга Васильева, будучи министром школьного просвещения, в одном из своих интервью размышляла о грядущих изменениях в системе общего образования.