8 кл. Контрольная работа по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения».
ВАРИАНТ 1.
1 блок Теоретический. ответьте на во письменно).
1) Какие члены предложения называются уточняющими?
2) Когда обособляются приложения?
3) Перечислите предлоги, при наличии которых обособляются дополнения, носящие оттенок исключения.
2 блок. Практический.
1) Вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, запишите данные предложения в следующем порядке:
с обособленными определениями
с обособленными приложениями
с обособленными обстоятельствами
с обособленными уточняющими членами предложения
Все обособленные члены предложения подчеркните.
(Не)д..леко метрах в двадцати услышали мы звук ружейн… выстрела.
Мать ст..раясь (не)шуметь п..судой ра..ливала чай в кружки.
По пыльной дорог.. ведущей к садам т..нулись скр..пучие телеги наполне..ые ч..рным в..н..градом.
Им д..сантникам была поруче(н,нн)а самая опас(?)ная и дер(з,с)кая оп..рация.
Родина суровая и милая помн..т все ж..стокие бои.
Рыбу в этих м..стах ловили бреднем то(есть) мал..ньким (не)водом.
Взмахивая головою и понизив голос г..ворила Наташа что(то) от себя (не)глядя в книгу.
О подв..гах Ильи Муромца любимого ру..кого н..родного б..г..тыря сохр..нилось много былин.
2) Составьте предложения с данными словосочетаниями. Расставьте знаки препинания.
Собрав к..рзину ягод; кроме Петрова и Иванова; включая наших соседей.
3) Найдите предложение с обособленным рас определением. Укажите его номер.
(1) Южнорусская публика вообще любит и ценит свои родные мелодии, но здесь даже разношёрстная толпа была сразу захвачена глубокой искренностью выражения. (2) Живое чувство родной природы, чуткая оригинальная связь с непосредственными источниками народной мелодии сказывались в импровизации, которая лилась из-под рук слепого музыканта. (3) Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкою струёй, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом...
4) Найдите предложение(-я) с обособленным(-и) обстоятельством(-ами). Укажите его номер(а).
(1) Женя и Коля стояли у калитки. (2) Издалека показался быстро приближающийся огонь. (3) Огонь летел прямо на них, послышался треск мотора. (4) Ослеплённые, они зажмурились, попятились к забору, как вдруг огонь погас, мотор заглох и перед ними очутился Тимур.
- (5) Коля, - сказал он, ничего не спрашивая, - ты останешься здесь и будешь охранять спящую девчонку. (6) Женя, садись! (7) Вперёд! (8) В Москву!
(9) Женя вскрикнула и что было силы обняла Тимура и поцеловала.
- (10) Садись, Женя, садись! - стараясь казаться строгим, кричал Тимур. - (11) Держитесь крепче! (12) Ну, вперёд, двигаем!
5) Найдите предложение с обособленным приложением. Укажите его номер.
(1) Двор - самое интересное и важное место для человека! (2) Он как шлюз, через глубокую камеру которого люди опускаются в открытое море, шумящее там, за воротами, а по вечерам поднимаются к свои пристаням. (3) Из окон комнаты, где обычно занимался Коля, была видна старая, с зеленоватыми пятнами стена дворового флигеля, в котором когда-то, между прочим, родился знаменитый русский шахматист Алёхин, бывший чемпион мира.
6) В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Он останавливался посреди комнаты (1) закладывая руки за спину (2) и (3) покачиваясь (4) начинал спокойно и уверенно читать всю (5) написанную накануне повесть (6) наизусть.
1, 2, 3, 4, 5, 6
1, 4, 5, 6
1, 4
1, 2, 3, 4
7) Спишите предложение, расставив знаки препинания. Выполните полный синтаксический разбор предложения (с характеристикой):
Взрослые сели пить чай вечером после шести часов.
CРОЧНО