72 1) Прочитайте пословицы из сборника В. И. Даля «Пословицы русского народа». Попробуйте сформулировать тему каждой группы
пословиц.2) Какие выводы о жизни наших далёких предков, об их отно-
шении друг к другу, к труду, о нравственных ценностях можно сде-
лать, опираясь на смысл прочитанных пословиц? Применимы ли эти
пословицы к нашей сегодняшней жизни? Своё мнение поясните.
3) По одной из пословиц сочините небольшой рассказ.
1) Начнем с первого задания - прочитайте пословицы и попытайтесь сформулировать тему каждой группы пословиц. Разделим пословицы на группы и выделим их темы:
- Группа 1:
1. Дарёный конь в зубы не смотрят.
2. Попал в орех? - кроши его!
3. Яичница из яйца, а пирог из теста.
Тема этой группы пословиц - ценность подарков, принятие даров и использование их на благо.
- Группа 2:
1. В каждом деле золотое дно.
2. Нельзя плясать на две свадьбы.
3. Семь раз отмерь, один отворачивай.
Тема этой группы пословиц - умение правильно планировать, быть предусмотрительным и не спешить принимать решения.
- Группа 3:
1. Кони ослов не смеются.
2. Нет розы без шипа.
3. В. И. Даль цитирует п. В. Киреевского: «Дурнее него бывает только еще одно, самое дурацкое, - смотри и молчи!»
Тема этой группы пословиц - мудрость, знание и наблюдательность.
2) Перейдем ко второму заданию - какие выводы о жизни наших далеких предков, об их отношении друг к другу, к труду, о нравственных ценностях можно сделать, опираясь на смысл прочитанных пословиц? И можно ли эти пословицы применять к нашей сегодняшней жизни?
Из прочитанных пословиц можно сделать следующие выводы:
- Наши предки ценили подарки и умели их целесообразно использовать (группа 1).
- Они были предусмотрительными и в своем поведении руководствовались разумом (группа 2).
- Они придавали большое значение мудрости, знанию и обзору (группа 3).
Такие ценности, как целесообразность использования подарков, предусмотрительность, разумное принятие решений и поиск мудрости, всегда актуальны. Поэтому эти пословицы вполне применимы к нашей сегодняшней жизни. Мы также можем извлечь уроки из прошлого и использовать их в нашей повседневной жизни.
3) Перейдем к последнему заданию - сочините небольшой рассказ по одной из пословиц.
Давайте выберем пословицу "Семь раз отмерь, один отворачивай" из второй группы.
Однажды в небольшом городке жил мальчик по имени Александр. Он всегда был очень нетерпеливым и действовал без размышлений. Однажды, ему предложили пойти вместе с друзьями на опасное приключение - перепрыгнуть через широкую реку. Поняв, что это может быть опасно, Александр вспомнил пословицу, которую его бабушка всегда повторяла: "Семь раз отмерь, один отворачивай". Он решил остановиться и продумать свое решение. Александр просто отвернулся от своих друзей и подумал: а стоит ли рисковать своей жизнью ради моментальной радости? После этого он объяснил своим друзьям, что они должны прежде всего обдумывать свои поступки. Друзья поняли его и решили пересмотреть свое решение.
В этом рассказе мы видим, что мудрость и разумное планирование помогли Александру избежать опасной ситуации. Таким образом, мы усвоили урок из пословицы и поняли, что необходимо обдумывать свои поступки и не спешить в принятии решений.
Надеюсь, это подробное объяснение помогло вам лучше понять тему пословиц и их применимость в нашей жизни. Если у вас возникли еще вопросы, не стесняйтесь задавать.