6. Укажите количество грамматических основ в следующем предложении: Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась тёмная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать.
А. 1 Б. 2 В. 3 Г. 4
7. Укажите предложение, в котором выделенное слово является обстоятельством.
А. Васильеву хотелось поговорить с барышней о многом.
Б. Он на лету отдавал приказания, сообщал необходимое, задавал вопросы.
В. Легче держать вожжи, чем бразды правления.
Г. Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке видеть и слышать вас ежедневно.
8. Выберите вариант, соответствующий норме согласования подлежащего и сказуемого.
1. Газета «Известия» уже неоднократно (А. поднимала, Б. поднимали) эту проблему.
2. Озеро Ильмень (А. расположен, Б. расположено) недалеко от Новгорода.
3. АТС (А. построена, Б. построен) в нашем микрорайоне.
4. СМИ (А. провели, Б. провело) однодневную акцию протеста.
9. Найдите предложение, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым.
А. Цветы символ любви и воспоминаний.
Б. Воля как полёт, соединённый с восторгом.
В. Песни что птицы.
Г. Бедность не порок.
10. Укажите предложение, в котором выделенное слово является дополнением.
А. Я спешу туда, в лесное царство.
Б. А весна в зазеленевшей роще Ждёт зари, дыханье затая.
В. Небо на востоке уже стало светлеть.
Г. Степной травы пучок сухой, Он и сухой благоухает.
11. Найдите предложение с прямым дополнением.
А. Деревья застыли в немом оцепенении.
Б. В лесу сосны спорили с ветром.
В. Жизнь есть постоянный труд.
Г. Берёзки празднуют весну.
12.Укажите предложение, в котором обстоятельство выражено глаголом в неопределённой форме.
А. Надо подавлять в себе желание смеяться над людьми
Б. В лес вы идёте послушать, о чем шепчутся деревья.
В. Я начал вспоминать встречи.
Г. Не стану обижать маленьких.
13. Найдите предложение с несогласованным определением.
А. По сторонам дороги росли кудрявые дубы.
Б. Было утро с каплями росы.
В. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.
Г. Люблю дымок спалённой жнивы.
14. Найдите предложение с обстоятельством цели.
А. Вадим часто заезжал сюда послушать музыку.
Б. Широкое пространство всегда владело сердцами русских.
В. Слегка накрапывал дождик.
Г. Ветер постепенно стихает.
15. Укажите предложение, в котором приложение пишется через дефис
А. Врач (Петрова) пригласила в кабинет очередного больного.
Б. Учёный (биолог) из России сделал открытие в области генетики.
В. За одну ночь вышла из берегов река (Воронеж).
Г. Ягода (малина) содержит полезные человеческому организму кислоты, сахара и другие вещества.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-5
(1)Марья Ивановна пошла проститься с могилами своих родителей, похороненных за церковью. (2)Я хотел её проводить, но она просила меня оставить её одну.(3)Через несколько минут она воротилась, обливаясь молча тихими слезами. (4)Повозка была подана. (5)Отец Герасим и жена его вышли на крыльцо. (6)Мы сели в кибитку втроём: Марья Ивановна с Палашей и я. (7)Савельич забрался на облучок. (8)У окошка комендантского дома я увидел стоящего Швабрина. (9)Лицо его изображало мрачную злобу.
1. Выпишите грамматическую основу из предложения 1
2. Выпишите сказуемое из предложения 4, определите его вид.
3. Выпишите приложение из предложения 5.
4. Преобразуйте согласованное определение из предложения 8 в несогласованное по типу связи управление, запишите его в виде словосочетания.
5. Каким членом предложения и какой частью речи является слово «втроём» (предложение 6)?
6. Составьте и запишите 2 предложения с тире между подлежащим и сказуемым.
Очевидно, что это совсем не очевидно
Объяснение: