1. В первоначальном варианте всё происходит во сне, но потом писатель меняет сон на явь. Таким образом складывается гротесковая ситуация. 2. Потеряв нос, чиновник Ковалёв перестаёт быть просто чиновником, в нём проявляется растерянность, недоумение. С возвращением чина эти чувства пропадают, и перед читателем опять бездушный бюрократ. 3. Сущность гротеска в том, что нос - часть лица, не обладающая ни умом, ни душой. В этой повести нос является статским советником. Это не самый последний чин в иерархии «Табели о рангах». Значит, для российского общества важно только положение, а не человеческие качества. 4. Гротеск в ситуации, когда Ковалев решает, куда же ему жаловаться: «…искать… удовлетворения по начальству того места, при котором нос объявил себя служащим, было бы безрассудно,…для этого человека ничего не было священного и он мог также солгать и в этом случае…». 5. С первой же строчки произведения есть четкое обозначение даты: "Марта 25 числа" – это сразу не предполагает никакой фантастики. И тут же – пропавший нос. Произошла какая-то резкая деформация обыденности. Чистый гротеск.
2. Потеряв нос, чиновник Ковалёв перестаёт быть просто чиновником, в нём проявляется растерянность, недоумение. С возвращением чина эти чувства пропадают, и перед читателем опять бездушный бюрократ.
3. Сущность гротеска в том, что нос - часть лица, не обладающая ни умом, ни душой. В этой повести нос является статским советником. Это не самый последний чин в иерархии «Табели о рангах». Значит, для российского общества важно только положение, а не человеческие качества.
4. Гротеск в ситуации, когда Ковалев решает, куда же ему жаловаться:
«…искать… удовлетворения по начальству того места, при котором нос объявил себя служащим, было бы безрассудно,…для этого человека ничего не было священного и он мог также солгать и в этом случае…».
5. С первой же строчки произведения есть четкое обозначение даты: "Марта 25 числа" – это сразу не предполагает никакой фантастики. И тут же – пропавший нос. Произошла какая-то резкая деформация обыденности. Чистый гротеск.