54.Внимательно прочитайте текст. 1.Выпишите из текста слова с пропусками и скобками; объясните орфограммы.
2.Определите функции знаков препинания в 3, 4, 6-8 абзацах текста.
3.Определите стиль и ведущий тип речи. Аргументируйте свой ответ.
1. В воздухе разлит запах ядреных яблок. Он [Иван Заплатин] шёл от Охотного Ряда. Глазом можно схватить ряд столов с горками фруктов, крымский груш, антоновки, виноградных кистей, арбузов, лимонов, кровяно-красных помидоров.
2. Треск дрожек вверх и вниз по Тверской, по Охотному и в сторону Моховой и на минуту не смолкает.
3. По тротуару от университетских зданий - взад и вперёд - то и дело мелькают синие околыши фуражек. Это движение молодёжи увеличивается каждый час, немного раньше и тотчас после перемены в аудиториях Нового университета.
4. На Кремлевской башне пробило половину 12.
5. Потому же тротуару, от ректорского дома к церкви, выкрашенной в красно-бурую краску, шёл студент с поношенном пальто внакидку, рослый, худой брюнет, в бороде; на вид сильно за 20. На крупном носе неловко сидели очки. Волосы он запустил довольно длинные. Цвет околыша фуражки и воротника показывал, что он донашивает свое платье. И сюртук, и пальто были под стать цвету голубого сукна.
6. Он шел медленно, оглядывал улицу, смотрел и вдаль, на Охотный, и его продолговатое, загорелое, умное лицо улыбалась и серыми большими глазами, и таким же большим, свежим ртом. Чувствовалось, что он идёт не с лекции, что у него нет никакой "спешки".
7. Всё его лицо говорило как будто о том, как ему приятно очутиться опять в Москве, на Моховой, в том студенческом царстве, которое придает этой части города такой особенный характер.
8. Ему попадались студентки-новички. И он, улыбаясь, смотрел на их форму с иголочки и ярко блестевшие на солнце козырьки и позолоченные пуговицы. Их безусые и безбородые юные лица со свежими щеками, особенной ясностью глаз и немного забавной серьезностью всей повадки тешили и трогали его.
9. И он был таким же 5 лет назад.
- Он [Иван Заплатин] шёл от Охотного Ряда.
- ряд столов с горками фруктов
- груш, антоновки, виноградных кистей, арбузов, лимонов, кровяно-красных помидоров.
В данном случае орфограмма "[Иван Заплатин]" является выделенным именем собственным, которое заключено в квадратные скобки для указания на то, что это фразеологическое выражение или добавленная второстепенная информация.
2. Функции знаков препинания в 3, 4, 6-8 абзацах текста:
- В 3 абзаце знаки препинания используются для разграничения и структурирования предложений. Запятые в этом абзаце разграничивают перечисление: "По тротуару от университетских зданий - взад и вперёд - то и дело мелькают синие околыши фуражек."
- В 4 абзаце точка ставится в конце предложения для обозначения завершенности высказывания и перехода к следующей идее: "На Кремлевской башне пробило половину 12."
- В 6 абзаце точка ставится в конце предложения для обозначения завершенности высказывания: "Чувствовалось, что он идёт не с лекции, что у него нет никакой "спешки"."
- В 7 и 8 абзацах знаки препинания используются для отделения придаточных предложений и обособления выделенных слов и фраз: "Всё его лицо говорило как будто о том, как ему приятно очутиться опять в Москве, на Моховой, в том студенческом царстве, которое придает этой части города такой особенный характер." и "Ему попадались студентки-новички. И он, улыбаясь, смотрел на их форму с иголочки и ярко блестевшие на солнце козырьки и позолоченные пуговицы."
3. Стиль речи в тексте можно определить как художественный. Он отличается использованием ярких описаний и образных выражений, который позволяют создать эмоциональную атмосферу. Ведущим типом речи является описательный тип, так как автор детально описывает окружающую обстановку, внешность персонажей и их эмоциональное состояние.
Итак, в тексте имеются слова с пропусками и скобками, которые используются для выделения фразеологического выражения или добавления второстепенной информации. Знаки препинания в тексте выполняют функции разграничения перечислений, обозначения завершенности высказывания и отделения придаточных предложений. Стиль речи в тексте является художественным, а ведущим типом речи является описательный тип.