50
всероссийская олимпиада школьников 2018-2019
школьный этап олимпиады
язык 7 класс
время выполнения – 90-120 минут
1. определите род имен существительных: тюль, салями, иваси, кашне, цеце, атташе, онтарио, осло, гибдд.
2. установите семантическое соответствие между словами первой группы () и словами второй группы (заимствованными). укажите, как называются получившиеся пары слов.
апатия человеколюбие
гуманизм улица
актуальный неудача
диспут безразличие
фиаско злободневный
авеню спор
3. разбейте ниже слова на три группы:
1) слова, в которых произносятся и твердые, и мягкие согласные;
2) слова, в которых произносятся только твердые согласные;
3) слова, в которых произносятся только мягкие согласные.
дочка, жильѐ, идешь, ложится, печаль, учащийся, шалашик, ямка.
4. в каких словах неправильно выделен ударный гласный?
каталог, квартал, мальчиковый, завидно, жалюзи, новорожденный, столяр, щавель, мусоропровод, обеспечение, договор.
5. образуйте форму родительного падежа мн. числа от существительных:
блюдце, кочерга, носок, башкир, брелок, сапог, апельсин, басня, полотенце, килограмм.
6. вставьте пропущенные буквы –н- или –нн-: большая гости…ая, нечая…ая встреча, ране…ый пёс, …ый ребёнок, некоше…ый луг, смышлё…ый малыш, ветря…ой двигатель, кова…ый медью сундук, подли…ый документ, серебря…ый браслет.
7. укажите в каждом ряду лишний фразеологизм. свой ответ аргументируйте, подобрав синонимы.
а) ходить по острию ножа, играть в бирюльки, гонять лодыря, валять дурака.
б) повесить голову, держать нос по ветру, повесить нос, как в воду опущенный.
в) оставить в дураках, валять дурака, оставить с носом, обвести вокруг пальца.
8. подберите к каждому слову одно однокоренное существительное, в котором появляется беглая гласная.
ждать, брать, рвать, шептать, окно, стекло, лгун.
9. в каких словах допущены ошибки в образовании формы слова? запишите правильный вариант.
к двух тысячи семнадцатому году, прийти со школы, по обоим сторонам, две пары носков, лягте на коврик, более восемьсот миллионов, более выше.
10. составьте текст-рассуждение (10 – 12 предложений) на тему «может ли речь характеризовать человека? ». аргументируйте свою позицию.
50