5 класс. Вариант № 13 (для 1 варианта учащихся)
Работа с текстом.
(1) Я вырос в деревне и, как и все мальчишки, мечтал побывать в «жарких странах». (2) Я очень счастливый человек, потому что многое повидал на земле. (3) Был в Африке и Антарктиде, видел тропический лес, охотился на слонов, видел крокодилов, страусов.
(4) Но почему же в чужих краях мне снится всё та же речка Усманка – одна из самых маленьких на земле речек? (5) Я побывал во многих «жарких странах», но, если бы с какое на земле место самое лучшее, я бы назвал луг с белыми островами гусей, речку Усманку, дом, сложенный из кирпича, который отец сам нарезал и сам обжигал в самодельном горне. (6) Я помню запах грибов в лесу, запах дубовых листьев, шорох дроздов на ветках… (7) Вот такое оно, самое хорошее для меня место на земле!
(8) А может быть, я один такой чудак? (9) Я стал приглядываться и увидел: для каждого человека дорог край, где он родился, где первый раз искупался в речке, где узнал, как пахнут цветы и яблоки, как пахнет хлеб после работы. (10) А когда человек уезжает куда- нибудь далеко, вся наша большая страна кажется ему родным местом.
(По В. Пескову)
№ 8 Определите и запишите основную мысль текста.
№ 9 Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что он счастливый человек? Запишите ответ.
№ 10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8-9 текста. Запишите ответ.
№ 11 В предложениях 4-5 найдите слово со значением «печь для обжига изделий из керамики». Выпишите это слово.
№ 12 В предложениях 3-4 найдите антоним к слову «родных» и выпишите его.
№ 13 Во 2-ом абзаце найдите предложение (-я) с однородными членами и выпишите. Докажите наличие однородных членов.
№ 14 Выполните морфемный разбор слова «приглядываться».
№ 15 В предложении 4 объясните постановку тире. Запишите своё объяснение.
Основная мысль текста заключается в том, что каждый человек имеет свое родное место, где он родился и провел свое детство, а при возвращении в это место даже после долгих путешествий по другим странам, оно все равно кажется родным и самым лучшим для него.
№ 9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что он счастливый человек? Запишите ответ.
По мнению автора текста, факт того, что он многое повидал на земле, свидетельствует о его счастье.
№ 10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8-9 текста. Запишите ответ.
В предложениях 8-9 текста представлены вопросительное предложение и повествовательное предложение.
№ 11. В предложениях 4-5 найдите слово со значением «печь для обжига изделий из керамики». Выпишите это слово.
В предложении 4 слово со значением "печь для обжига изделий из керамики" – "горн".
№ 12. В предложениях 3-4 найдите антоним к слову «родных» и выпишите его.
Антонимом к слову "родных" в предложении 3 является слово "чужих", а в предложении 4 – слово "чужих".
№ 13. Во 2-ом абзаце найдите предложение(-я) с однородными членами и выпишите. Докажите наличие однородных членов.
Во 2-ом абзаце предложение с однородными членами: "Я побывал во многих «жарких странах», но, если бы с какое на земле место самое лучшее, я бы назвал луг с белыми островами гусей, речку Усманку, дом, сложенный из кирпича, который отец сам нарезал и сам обжигал в самодельном горне." Данные предложение имеет несколько однородных членов вроде "луг с белыми островами гусей", "речка Усманка" и "дом, сложенный из кирпича".
№ 14. Выполните морфемный разбор слова «приглядываться».
Морфемный разбор слова "приглядываться":
при- (префикс)
гляд- (корень)
-ыв- (суффикс)
-аться (суффикс)
№ 15. В предложении 4 объясните постановку тире. Запишите свое объяснение.
Тире в предложении 4 ставится для выделения и акцентирования высказывания автора о том, что в чужих краях ему снится речка Усманка, которая является одной из самых маленьких речек на земле, в отличие от других, более крупных и известных речек.