4. Выполните практические задания. Задание № 1
Найдите неполные предложения. Восстановите текст, заменяя тире пропущенными членами предложения; подчеркните грамматическую основу получившихся предложений.
(1) На картине Левитана «Март» вся природа пронизана ласковым, весенним солнцем. (2) У крыльца – лошадь, еще по-прежнему запряженная в сани. (3) Слева – подтаявшие сугробы снега. (4) А прямо перед зрителем – освобождающаяся от снега дорога.
Задание № 2
Выпишите приведенные ниже предложения в следующем порядке:
а) двусоставные предложения (подчеркнуть главные члены предложения);
б) односоставные предложения (подчеркнуть главный член предложения);
в) неполные предложения, понятные лишь в контексте.
1. С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся (пословица). 2. Один в поле не воин (пословица). 3. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму (пословица). 4. Потянулись веревочкой гуси... Летят молча... (Пришвин). 5. Ему уже не хотелось уезжать (Гончаров). 6. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Паустовский).
Упражнение № 3.
Расставьте недостающие тире в предложениях.
1. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо (Тургенев).
2. Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими волнами (Арсеньев). 3. Речушка стала синей, а небо голубым (Яшин). 4. Дерево дорого плодами, а человек делами (пословица).
Задание № 1 требует найти неполные предложения и восстановить текст, заменяя тире пропущенными членами предложения, а также подчеркнуть грамматическую основу получившихся предложений.
(1) На картине Левитана «Март» вся природа пронизана ласковым, весенним солнцем.
- В предложении пропущен подлежащий. Полное предложение: На картине Левитана «Март» вся природа пронизана ласковым, весенним солнцем.
Грамматическая основа: природа пронизана.
(2) У крыльца – лошадь, еще по-прежнему запряженная в сани.
- В предложении пропущен сказуемое. Полное предложение: У крыльца – лошадь, еще по-прежнему запряженная в сани.
Грамматическая основа: лошадь запряженная.
(3) Слева – подтаявшие сугробы снега.
- В предложении пропущено сказуемое. Полное предложение: Слева – подтаявшие сугробы снега.
Грамматическая основа: подтаявшие сугробы.
(4) А прямо перед зрителем – освобождающаяся от снега дорога.
- В предложении пропущено подлежащее. Полное предложение: А прямо перед зрителем – освобождающаяся от снега дорога.
Грамматическая основа: освобождающаяся дорога.
Теперь перейдем к заданию № 2, где необходимо выписать предложения в следующем порядке:
а) двусоставные предложения (подчеркнуть главные члены предложения);
1. С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся (пословица).
- Главные члены предложения: друзья пополам делятся.
2. Один в поле не воин (пословица).
- Главной частью предложения является сказуемое "не воин".
6. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Паустовский).
- Главные члены предложения: выстрел ударил, последующие выстрелы.
б) односоставные предложения (подчеркнуть главный член предложения);
3. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму (пословица).
- Главный член предложения: ценят.
5. Ему уже не хотелось уезжать (Гончаров).
- Главный член предложения: хотелось.
в) неполные предложения, понятные лишь в контексте.
4. Потянулись веревочкой гуси... Летят молча... (Пришвин).
- Данное предложение является неполным и понятным лишь в контексте и предыдущих предложениях.
Теперь перейдем к упражнению № 3, где необходимо расставить тире в предложениях.
1. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо (Тургенев).
- Недостающие тире нужно поставить после слов "победоносно" и "довольно".
2. Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими волнами (Арсеньев).
- Недостающее тире нужно поставить после слова "морем" для разделения причастного оборота.
3. Речушка стала синей, а небо голубым (Яшин).
- Недостающее тире нужно поставить после слов "синей" для разделения обособленного определения.
4. Дерево дорого плодами, а человек делами (пословица).
- Недостающие тире нужно поставить после слов "плодами" и "делами" для разделения перечисления.
Я надеюсь, что ясно и подробно объяснил правильные решения заданий. Если у вас возникнут еще вопросы, не стесняйтесь задавать их. Успехов вам в изучении русского языка!