Часть 1. Образование в Азербайджане с конца X века до середины XVII: от открытия первых мектебов и медресе до увеличения их популярности.
Основные тезисы:
-Конец X века - первые упоминания о мектебах.
-Результаты принятия ислама: всеобщая грамотность, открытие медресе при мечетях.
-Известные ученики медресе - поэты и поэтессы: Мехсети Гянджеви, Низами Гянджеви, Насими и др.
-Некоторые особенности обучения данного периода: знание арабской письменности, заучивание Корана, учебники в стихотворной форме; обучение проходило с утра до вечера, каникулы отсутствовали, отдых 3-4 дня на Новруз байрам, применение физических наказаний.
-Середина XVII века - в Тебризе открыто 47 медресе, 600 мектебов, в Шамахе - 7 медресе, 47 мектебов.
Часть 2. Развитие образования в Азербайджане в составе Российской Империи.
Основные тезисы:
-30-е годы XIX века - открытие уездных училищ.
-Нежелание учиться на русском языке привело к открытию в 1848 году в Баку Мусульманского училища, которое сочетало традиции с современными методами.
-Во второй половине XIX века в Баку открывается гимназия для мальчиков.
-В 1901 году Г.З. Тагиев построил в Баку единственную в Закавказье школу для девочек.
-Конец XIX - начало XX вв. - работа 240 русско-азербайджанских школ.
Часть 3.Образовательные реформы Азербайджанской Демократической Республики.
Основные тезисы:
-1918 год - учреждение Государственного университета, открытие общеобразовательных школ, обучение за границей за счёт государства.
Часть 4. Эволюция образовательной системы в Советском Азербайджане.
Основные тезисы:
-1928 год - введение всеобщего начального образования.
-30-е годы - начало 50-х годов - переход к обязательному семилетнему образованию; создание школ для этнических меньшинств.
-Развитию среднего специального образования подъем промышленности: создана система профессионально-технического образования (Н.Нариманов).
-В период ВОВ школы сократились, но продолжали работать, после - восстановились.
-Конец 60-х годов - завершение перехода к восьмилетнему образованию.
-70-е годы - введение всеобщего среднего образования.
Часть 5. Реформа образовательной системы - приоритетное направление Азербайджанской Республики.
Основные тезисы:
-«Программа реформ в сфере образования» (Гайдар Алиев), закон «Об образовании» (Правительство).
-Увеличилось количество школ, гимназий, лицеев, колледжей, институтов.
-Возросли инвестиции в образование (Фонд Гайдара Алиева, Резервный Фонд Президента Азербайджана).
-Принята программа по оснащению учебных заведений ИКТ.
-Присоединение к Болонской системе; Ильхам Алиев создал условия для получения образования за рубежом.
Об истории образования в Азербайджане
Часть 1. Образование в Азербайджане с конца X века до середины XVII: от открытия первых мектебов и медресе до увеличения их популярности.
Основные тезисы:
-Конец X века - первые упоминания о мектебах.
-Результаты принятия ислама: всеобщая грамотность, открытие медресе при мечетях.
-Известные ученики медресе - поэты и поэтессы: Мехсети Гянджеви, Низами Гянджеви, Насими и др.
-Некоторые особенности обучения данного периода: знание арабской письменности, заучивание Корана, учебники в стихотворной форме; обучение проходило с утра до вечера, каникулы отсутствовали, отдых 3-4 дня на Новруз байрам, применение физических наказаний.
-Середина XVII века - в Тебризе открыто 47 медресе, 600 мектебов, в Шамахе - 7 медресе, 47 мектебов.
Часть 2. Развитие образования в Азербайджане в составе Российской Империи.
Основные тезисы:
-30-е годы XIX века - открытие уездных училищ.
-Нежелание учиться на русском языке привело к открытию в 1848 году в Баку Мусульманского училища, которое сочетало традиции с современными методами.
-Во второй половине XIX века в Баку открывается гимназия для мальчиков.
-В 1901 году Г.З. Тагиев построил в Баку единственную в Закавказье школу для девочек.
-Конец XIX - начало XX вв. - работа 240 русско-азербайджанских школ.
Часть 3.Образовательные реформы Азербайджанской Демократической Республики.
Основные тезисы:
-1918 год - учреждение Государственного университета, открытие общеобразовательных школ, обучение за границей за счёт государства.
Часть 4. Эволюция образовательной системы в Советском Азербайджане.
Основные тезисы:
-1928 год - введение всеобщего начального образования.
-30-е годы - начало 50-х годов - переход к обязательному семилетнему образованию; создание школ для этнических меньшинств.
-Развитию среднего специального образования подъем промышленности: создана система профессионально-технического образования (Н.Нариманов).
-В период ВОВ школы сократились, но продолжали работать, после - восстановились.
-Конец 60-х годов - завершение перехода к восьмилетнему образованию.
-70-е годы - введение всеобщего среднего образования.
Часть 5. Реформа образовательной системы - приоритетное направление Азербайджанской Республики.
Основные тезисы:
-«Программа реформ в сфере образования» (Гайдар Алиев), закон «Об образовании» (Правительство).
-Увеличилось количество школ, гимназий, лицеев, колледжей, институтов.
-Возросли инвестиции в образование (Фонд Гайдара Алиева, Резервный Фонд Президента Азербайджана).
-Принята программа по оснащению учебных заведений ИКТ.
-Присоединение к Болонской системе; Ильхам Алиев создал условия для получения образования за рубежом.