3. Прочитайте текст. Определите его стиль и подстиль. Найдите в тексте стилистиче- ские фигуры, узкоспециальные термины. Почему они используются в нем? Определите тип речи. Составьте схему, в которой отразите композиционные части текста Вечером 8 ноября 1895 года Вильгельм Конрад Рентген, как обычно, работал в своей лаборатории, занимаясь изучением катодных лучей, Около полуночи, почувствовав усталость, он собрался уходить. Погасил свет и хотел было закрыть дверь, как вдруг заметил в темноте, что све- тится экран из синеродистого бария. Почему? Так началось рождени Оправившись от минутного изумления, Рентген стал изучать обнару- женное явление и новые лучи. А когда рука ученого оказалась на пути открытия. 76
Данный текст можно отнести к научно-популярному стилю. Этот стиль характеризуется научной информативностью, доступностью и практической направленностью.
Подстилем можно назвать научно-популярное изложение, так как текст предназначен для широкой аудитории и написан простым и понятным языком.
В тексте можно выделить следующие стилистические фигуры:
1. Перифра́з (елементарный вид описания) – "свечение экрана из синеродистого бария" вместо "свет экрана".
2. Эвфемизм – "рождение" вместо "начало".
3. Инверсия – "оправившись от минутного изумления".
4. Термин "катодные лучи" является узкоспециализированным.
Узкоспециальные термины используются в тексте, чтобы точнее и яснее описать явления, которые происходят в научной сфере, а также чтобы подчеркнуть авторитетность и эрудированность ученого.
Тип речи в тексте можно определить как научную, так как в нем описываются научные исследования и открытия.
Схема композиционных частей текста:
1. Вступление:
- Время и место действия: вечер 8 ноября 1895 года, лаборатория Вильгельма Конрада Рентгена.
- Что делал ученый: занимался изучением катодных лучей.
2. Описание основного события:
- Усталость и готовность уйти.
- Обнаружение светящегося экрана из синеродистого бария.
- Удивление и начало изучения обнаруженного явления и новых лучей.
3. Завершение:
- Позиционирование руки ученого на пути открытия.
Таким образом, текст представляет собой описание научных исследований и процесса открытия новых явлений в области катодных лучей. Он написан в научно-популярном стиле и имеет научно-популярный подстиль. Текст содержит стилистические фигуры и узкоспециализированные термины, чтобы обеспечить понятность и точность передачи научной информации.
Подстилем можно назвать научно-популярное изложение, так как текст предназначен для широкой аудитории и написан простым и понятным языком.
В тексте можно выделить следующие стилистические фигуры:
1. Перифра́з (елементарный вид описания) – "свечение экрана из синеродистого бария" вместо "свет экрана".
2. Эвфемизм – "рождение" вместо "начало".
3. Инверсия – "оправившись от минутного изумления".
4. Термин "катодные лучи" является узкоспециализированным.
Узкоспециальные термины используются в тексте, чтобы точнее и яснее описать явления, которые происходят в научной сфере, а также чтобы подчеркнуть авторитетность и эрудированность ученого.
Тип речи в тексте можно определить как научную, так как в нем описываются научные исследования и открытия.
Схема композиционных частей текста:
1. Вступление:
- Время и место действия: вечер 8 ноября 1895 года, лаборатория Вильгельма Конрада Рентгена.
- Что делал ученый: занимался изучением катодных лучей.
2. Описание основного события:
- Усталость и готовность уйти.
- Обнаружение светящегося экрана из синеродистого бария.
- Удивление и начало изучения обнаруженного явления и новых лучей.
3. Завершение:
- Позиционирование руки ученого на пути открытия.
Таким образом, текст представляет собой описание научных исследований и процесса открытия новых явлений в области катодных лучей. Он написан в научно-популярном стиле и имеет научно-популярный подстиль. Текст содержит стилистические фигуры и узкоспециализированные термины, чтобы обеспечить понятность и точность передачи научной информации.