2 задание. Определите степень сравнения: (1) Леса вдали виднее, / Синее небеса. / Заметней и чернее / На пашне полоса, /
И детские звончее / Над лугом голоса. (А. А. Блок).
(2) Снега синей, снега туманней, / Вновь освежённей дышим мы. / Люблю
деревню, вечер ранний /и грусть серебряной зимы. (А. Белый).
(3) Неба чистейшая просинь / Сквозила в вершинах берез. / Чистейшего снега, /
Белейшего снега / Зима отряхнула / На рощу с разбега. (М. А. Дудин).
(4) Что может быть милее / Бесценного родного края? / Там солнце кажется
светлее, / Там радостнее нива золотая, / Прохладней легкий ветерок, I Душистее
цветы, / Там холмы зеленее, / Там сладостней журчит поток, / Там соловей поет
звучнее. (Н. М. Языков).
В первой строке стихотворения А. А. Блока мы видим два сравнения: "вдали виднее" и "заметней и чернее". В первом случае слово "вдали" указывает на дальность лесов, поэтому сравнение имеет степень сравнительную. Во втором случае, слова "заметней" и "чернее" являются сравнительными степенями порядка с приращением -е, что говорит о том, что качество черного цвета у полосы на пашне является более заметным и черным, чем у чего-то другого. В данной строке стихотворения нет превосходной степени сравнения.
Во второй строке стихотворения А. Белого нет сравнительных степеней, так как в ней нет сравнений. Поэтому все прилагательные в данной строке имеют положительную степень.
В третьей строке стихотворения М. А. Дудина также нет сравнительных степеней и превосходных степеней сравнения, так как все прилагательные являются качественными и не сравниваются с чем-то другим в данном контексте.
В четвертой строке стихотворения Н. М. Языкова используется несколько сравнений. В этой строке все сравнения имеют превосходную степень сравнения. Например, повышенная степень сравнения используется в фразе "сладостней журчит поток", где поток сравнивается со сладостью и имеет наибольшее значение сладости по сравнению с другими потоками. Также в этой строке применяется компаративная степень сравнения в выражении "холмы зеленее", где зеленость холмов сравнивается с чем-то другим и является более зеленой. Слова "светлее", "радостнее", "звучнее" и "душистее" также выражают степень сравнения в превосходной форме.
Таким образом, в первом стихотворении у нас есть сравнительные степени по дальности и заметности, во втором стихотворении используется положительная степень качественных прилагательных, в третьем нет сравнительных и превосходных степеней, а в четвертом стихотворении мы видим как компаративные, так и превосходные степени сравнения.
Надеюсь, это объяснение понятно и помогло разобраться в правилах определения степеней сравнения.