2.Работа с тексом.
Выполните лингвостилистический анализ текста по предложенному плану:
1. Определите тему текста и основную идею автора.
2. Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ.
3. Определите тип текста, аргументируйте свой ответ.
4. Укажите строение текста: зачин, срединную часть, концовку.
5. Назовите языковые средства выразительности, приведите примеры из текста.
6. Синтаксический строй связи предложений в тексте, преобладание сложных или предложений и др.).
Честь истинная и ложная
Зачин)Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать не некоторые различия между совестью и честью.
Средняя часть)Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком
преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, эти ложные представления наносят колоссальный ущерб государству. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему
обществу явление, как понятие дворянской чести, «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри его уже не бьется совестливое сердце.
Концовка)«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее»). Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью.
Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.