2. Прочитайте текст и выполните задания по нему.
(1)Иван Фёдоров слыл в многолюдной Москве книжником. 2)Трудно было отыскать в кремлёвских храмах и теремах сочинение, которое бы он не знал. (З)Митрополит Макарий, проведший долгую жизнь среди книг, художников и писцов, видел, что дьякон Иван Фёдоров, как воин оружием, украшен премудростью. (4)Отличал его Макарий более всех, даже царю Ивану Грозному о нём говаривал, что 0ван Фёдоров хитр разумен и смышлён.
(5)А какие руки были у Ивана Фёдорова — быстрые, сильные, проворные, любоваться не налюбуешься. (6)3а что ни возьмётся - всё у него получается. (7)Писал Фёдоров быстро и красиво — самых лучших писцов брала зависть. (8)Мог Иван любую букву затейливо начертать на бумаге, резал на досках изображения — гравюры. (9)Пристрастился из Кремля ходить к Неглинной, на Пушечный двор и научился там литейному делу... (10)Словом, не было работы, которую бы не сумел и не смог бы сделать Иван Фёдоров.
(11)Долгой зимней ночью зажжёт Иван светильник-лaмпaду, очинит гусиное перо, положит перед собой книгу и начнёт её переписывать. (12)Гудит метель в маленькое слюдяное окно, ветер поёт в печной трубе, а Иван Фёдоров выводит букву за буквой, тщательно рисует узоры, читает и перечитывает слова, спины не разгибает. (13)Нелёгкая работа, зато книга получается на славу. (14)Не жаль бессонных ночей, а жаль тех, кто книг не имеет.
(15)Когда же Иван Грозный решил завести в Москве Печатную избу, то новое и трудное дело поручили Ивану Фёдорову с его содругами. (16)Никто не удивился этому выбору. (17)В народе про Ивана Фёдорова тогда так и говорили: хитрец, то есть такой умелец, и в чужих землях не сыскать.
(По Е. Ocempову)
2. 1Определите и запишите основную мысль текста.
2.2Составьте и запишите план текста из четырёх пунктов.
2.3Почему, по мнению автора текста, именно Ивану Фёдорову поручили создать Печатный дом?
2. 4Определите и запишите лексическое значение слова поёт из предложения 12. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
2. 5 Определите стилистическую принадлежность слова сыскать из предложения 17, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
План текста:
1. Введение - представление Ивана Фёдорова как умелого и образованного человека среди книжников в Москве.
2. Описание его способностей - быстрые и сильные руки, умение писать красиво и делать гравюры, умение работать с литьём и переписывать книги.
3. Упоминание о создании Печатного дома - решение Ивана Грозного поручить эту задачу Ивану Фёдорову и его содругам.
4. Обращение к народной мудрости - упоминание о прозвище Ивана Фёдорова "хитрец" и его умении, которого не сыскать в других землях.
По мнению автора текста, именно Ивану Фёдорову была поручена создание Печатного дома, потому что он обладал огромными знаниями в области книжного дела и имел множество талантов, которые позволяли ему успешно выполнять различные задания, связанные с писчим и печатным делом.
Лексическое значение слова "поёт" в предложении 12: издает звуки.
Пример предложения с другим значением слова "поёт": Она поет прекрасно и часто выступает на концертах.
Стлистика принадлежность слова "сыскать" в предложении 17: разговорная, образно-выразительная.
Синонимы к слову "сыскать": найти, отыскать, обнаружить, обнародовать.