2) Проанализируйте предложения: найдите в них грамматические ос- новы и средства связи между частями, задайте, где возможно, вопрос от
главной части к придаточной. Объясните знаки препинания в предложе
ниях, орфограммы в словах с пропущенными буквами.
1. Жизнь Берлиоза склад...валась так, что к необычным явлениям
он не пр...вык. 2. Тут ужас до того овл...дел Берлиозом, что он за-
крыл глаза. 3. Ваш рассказ чр...звычайно интересен, хотя он и совер-
шенно не совп...дает с евангельскими рассказами. 4. Дело в том, что
р...дактор заказал поэту для очер...дной книжки журнала большую
ант...религиозную поэму. 5. Он смерил Берлиоза взглядом, как буд-
то соб...рался сшить ему к...стюм. 6. Тут у самого выхода на Бронную
со ск...мейки навстречу р...дактору поднялся в точности тот самый
гр...жданин, что тогда при свете солнца вылепился из жирного
зноя. 7. Сделав над собой усилие, Иван Николаевич поднялся со ска-
мьи и бросился туда, где разговаривал с пр...фессором. 8. Но отпра-
вить его на Соловки невозможно по той пр...чине, что он уже слиш-
ком сто лет пр...бывает в местах зн...чительно более отдалённых, чем
Соловки 9. Поэт, для которого всё сообща...мое р...дактором явля-
лось новостью, внимательно слушал Михаила Александровича, уста-
вив на него свои бойкие зелёные глаза. 10. Проснувшись, Маргарита
не заплакала, как это бывало часто, потому что проснулась с пред-
чу...ствием, что сегодня наконец что-то произ...йдёт.
1. Жизнь Берлиоза склад...валась так, что к необычным явлениям он не пр...вык.
В этом предложении основой является глагол "складывалась", а средством связи между частями - союз "что". Вопрос от главной части к придаточной: "О чем складывалась жизнь Берлиоза?" Знаки препинания: две точки объясняют, что после них будет цитата в диалоге. Орфограмма: "пр...вык" - пропущенные буквы "и" и "и".
2. Тут ужас до того овл...дел Берлиозом, что он за-крыл глаза.
Основой в предложении является существительное "ужас", а средство связи - союз "что". Вопрос от главной части к придаточной: "Что овладело Берлиозом до такой степени?" Знаки препинания: точки многоточия объясняют, что в предложении есть умолчание или пауза. Орфограмма: "овл...дел" - пропущена буква "а".
3. Ваш рассказ чр...звычайно интересен, хотя он и совер-шенно не совп...дает с евангельскими рассказами.
Основой предложения является сравнительное прилагательное "чр...звычайно", а средство связи - союз "хотя". Вопрос от главной части к придаточной: "С чем ваш рассказ не совпадает?" Знаки препинания: точка с запятой разделяет части предложения. Орфограмма: "чр...звычайно" - пропущены буквы "е" и "е", "совер-шенно" - пропущена буква "ш".
4. Дело в том, что р...дактор заказал поэту для очер...дной книжки журнала большую ант...религиозную поэму.
Грамматическая основа в предложении - существительное "дело", а средство связи - союз "что". Вопрос от главной части к придаточной: "Что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала?" Знаки препинания: запятые выделяют придаточные предложения. Орфограмма: "р...дактор" - пропущена буква "е", "очер...дной" - пропущены буквы "е" и "е", "ант...религиозную" - пропущена буква "и".
5. Он смерил Берлиоза взглядом, как буд-то соб...рался сшить ему к...стюм.
В этом предложении основой является глагол "смерил", а средство связи - союз "как будто". Вопрос от главной части к придаточной: "Что он собирался сделать Берлиозу?" Знаки препинания: запятая выделяет придаточное предложение, а тире перед словом "сшить" показывает прерывание речи. Орфограмма: "смерил" - пропущена буква "и", "соб...рался" - пропущена буква "и", "к...стюм" - пропущена буква "о".
6. Тут у самого выхода на Бронную со ск...мейки навстречу р...дактору поднялся в точности тот самый гр...жданин, что тогда при свете солнца вылепился из жирного зноя.
Грамматической основой является существительное "гражданин", а средство связи - союз "что". Вопрос от главной части к придаточной: "Кто поднялся в точности тот самый гражданин?" Знак препинания: запятая выделяет придаточное предложение. Орфограмма: "ск...мейки" - пропущена буква "о", "навстречу" - пропущена буква "и", "р...дактору" - пропущена буква "е", "гр...жданин" - пропущена буква "а".
7. Сделав над собой усилие, Иван Николаевич поднялся со ска-мьи и бросился туда, где разговаривал с пр...фессором.
В предложении основой является глагол "сделав", а средство связи - союз "где". Вопрос от главной части к придаточной: "С кем разговаривал Иван Николаевич?" Знак препинания: запятая выделяет придаточное предложение. Орфограмма: нет пропущенных букв.
8. Но отпра-вить его на Соловки невозможно по той пр...чине, что он уже слиш-ком сто лет пр...бывает в местах зн...чительно более отдалённых, чем Соловки.
Грамматическая основа - глагол "отправить", а средство связи - союз "по той причине, что". Вопрос от главной части к придаточной: "По какой причине невозможно отправить его на Соловки?" Знак препинания: запятая выделяет придаточное предложение. Орфограмма: "отпра-вить" - пропущена буква "и", "слиш-ком" - пропущена буква "м", "пр...бывает" - пропущена буква "о", "зн...чительно" - пропущена буква "а".
9. Поэт, для которого всё сообща...мое р...дактором явля-лось новостью, внимательно слушал Михаила Александровича, уста-вив на него свои бойкие зелёные глаза.
В предложении грамматической основой является существительное "поэт", а средство связи - союз "для которого". Вопрос от главной части к придаточной: "Что являлось новостью для поэта?" Знаки препинания: тире выделяет придаточное предложение, запятая разделяет отглагольное прилагательное "уставив". Орфограмма: "сообща...мое" - пропущена буква "е", "р...дактором" - пропущена буква "е", "уста-вив" - пропущена буква "л".
10. Проснувшись, Маргарита не заплакала, как это бывало часто, потому что проснулась с пред-чу...ствием, что сегодня наконец что-то произ...йдёт.
В предложении основой является существительное "предчувствие", а средство связи - союз "потому что". Вопрос от главной части к придаточной: "С каким предчувствием проснулась Маргарита?" Знак препинания: запятая выделяет придаточное предложение. Орфограмма: "пред-чу...ствием" - пропущена буква "у", "произ-йдёт" - пропущена буква "о".
Надеюсь, что я смог обосновать и объяснить каждое предложение достаточно подробно и шаг за шагом для понимания школьника. Если у тебя еще есть какие-либо вопросы, не стесняйся задавать их!