2 (1)Умеете ли вы слушать музыку? (2)Этот вопрос очень важен. (3)Ведь только тому, кто умеет слушать музыку, станут понятными глубокое содержание музыкального произведения и художественные образы, созданные композитором. (4)Оказывается, есть определённые правила, как это надо делать. (5)Самое первое из них заключается в том, что слушать музыку можно только в тишине. (6)Это первое необходимое условие. (7)Ведь музыка – искусство, выражающееся в звуках, в их сочетании. (8)Она воспринимается через слух. (9)Слушать музыку в шуме – это то же самое, что пытаться смотреть на полотно художника через вуаль или читать книгу, разговаривая с кем-то. (10)Ваши глаза пробегают по строчкам, но при этом вы решительно ничего из прочитанного не поймёте. (11)Второе важное для понимания музыки условие – внимание. (12)Только в полной тишине и при полной сосредоточенности вам откроется смысл музыкального произведения. (13)Музыка вызывает в душе слушателя, даже если он ещё ребёнок, глубокие чувства, рождает мысли. (14)Слушая классическую музыку, каждый стремится быть лучше, чище. (15)Сердце замирает, когда слушаешь вдохновенную музыку Петра Ильича Чайковского! (16)В чём же тут дело? (17)Вероятно, прежде всего в том, что композитор, создавая музыку для детей и взрослых, всегда думал о тех, кто будет её слушать. (18)Он хотел, чтобы его слушатели были сильными, гордыми, верными в дружбе, умели любить. (19)Среди множества искусств, которые воздействуют на человеческую душу, нет силы более доброй и благородной, чем музыка. (20)Она будит фантазию и окрыляет. (21)Невольно возникают дивные и чарующие образы. (22)В этом и заключается испокон веков влияние музыки на человека, если он умеет её слушать. (23)Чем выше культура человека, тем больше он понимает и любит музыку. (По Д. Шостаковичу) 9. Определите и запишите основную мысль текста.
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11. Какие условия, правила, по мнению автора, надо соблюдать, чтобы слушать и понимать музыку?
12. Определите и запишите лексическое значение слова «полотно» из предложения 9. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
13. Объясните и запишите значение фразеологизма лёд тронулся. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений !
План текста:
1. Введение: вопрос о слушании музыки и его важность.
2. Правила слушания музыки: тишина и внимание, чтобы понять ее глубинный смысл.
3. Влияние музыки на человека: она создает чувства, вызывает мысли и помогает воспитывать лучшие качества.
Автор указывает на два основных условия, которые необходимо соблюдать, чтобы слушать и понимать музыку. Первое условие - тишина. Музыка - искусство звуков, и для полноценного восприятия ее нужно слушать в тишине, чтобы не отвлекаться и полностью сконцентрироваться на музыкальном произведении. Автор приводит аналогию с полотном художника, которое нельзя рассмотреть через вуаль, так как она мешает видеть все детали и особенности картины. Второе условие - внимание. Чтобы по-настоящему понять смысл музыкального произведения, необходимо слушать его с полной сосредоточенностью и проникновением. Музыка вызывает глубокие чувства и рождает мысли, и только при внимательном и умном слушании можно понять и передать ее эмоциональность и смысл.
Лексическое значение слова «полотно» в предложении 9 означает художественную картину или картина на полотне. В предложении: "Я восхищен этой новой картиной художника. Она полностью изменила мое представление о его работах."
Фразеологизм "лёд тронулся" означает, что некая ситуация или событие, которое может вызывать долгое ожидание и сомнения, наконец-то начинает меняться и разрешаться. Например, "После долгих переговоров стороны наконец пришли к соглашению. Лёд тронулся!" В данной ситуации фразеологизм будет уместен, если речь идет о долгом и сложном процессе, который наконец-то начал двигаться вперед и приближается к завершению.