168 1. Спишите предложения из произведений Антона Павловича Чехова. Объясните постановку знаков препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Назовите главную и придаточную части. Составьте схемы этих предложений. Поставьте вопрос от главной части кпридаточной. Определите, к чему относится придаточная часть. 1) Видно, как кружатся в воздухе и по земле жёлтые листья.
2) Все почувствовали, что в воздухе пахнет молодой листвой тополя, розами и сиренью.
3) Теперь казалось, что верхушки сосен почти касаются неба.
4) Мне хочется, чтобы жизнь была свята, высока и торжественна, как свод небесный.
5) Мне казалось, что мы будем говорить с вами без умолку, до утра.
6) Затем она стала расспрашивать меня, где я теперь работаю, сколько получаю, где живу.
7) Тётке приснился собачий сон, будто за ней гонится дворник с метлой, и она проснулась от страха.
8) Они гуляли и говорили о том, как странно освещено море.
9) Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе.
1) "Видно, как кружатся в воздухе и по земле жёлтые листья."
- Здесь знаки препинания используются для разделения основно предложения и вводной конструкции. Конструкция "Видно" является вводной частью, поэтому она отделена запятой от основной части предложения. Это предложение не содержит придаточной части.
2) "Все почувствовали, что в воздухе пахнет молодой листвой тополя, розами и сиренью."
- Здесь знаки препинания используются для отделения придаточной части "что в воздухе пахнет молодой листвой тополя, розами и сиренью" от главной части "Все почувствовали". Две запятые отделяют придаточную часть и идут по обе стороны от нее.
3) "Теперь казалось, что верхушки сосен почти касаются неба."
- В данном предложении нет ни придаточных частей, ни вводных конструкций. Знак препинания (запятая) используется только для разделения подлежащего ("Теперь") и сказуемого ("казалось") в главной части предложения.
4) "Мне хочется, чтобы жизнь была свята, высока и торжественна, как свод небесный."
- В данном предложении используются знаки препинания для отделения вводной конструкции "Мне хочется" от главной части "жизнь была свята, высока и торжественна, как свод небесный". Две запятые отделяют вводную часть и идут по обе стороны от нее.
5) "Мне казалось, что мы будем говорить с вами без умолку, до утра."
- В данном предложении также используются знаки препинания для отделения вводной конструкции "Мне казалось" от главной части "что мы будем говорить с вами без умолку, до утра". Две запятые отделяют вводную часть и идут по обе стороны от нее.
6) "Затем она стала расспрашивать меня, где я теперь работаю, сколько получаю, где живу."
- Данное предложение содержит перечисление, поэтому знаки препинания (запятые) используются для разделения элементов списка: "где я теперь работаю", "сколько получаю" и "где живу".
7) "Тётке приснился собачий сон, будто за ней гонится дворник с метлой, и она проснулась от страха."
- В данном предложении знаки препинания используются для отделения вводной конструкции "Тётке приснился собачий сон" от главной части "будто за ней гонится дворник с метлой, и она проснулась от страха". Две запятые отделяют вводную часть и идут по обе стороны от нее.
8) "Они гуляли и говорили о том, как странно освещено море."
- В данном предложении знак препинания (запятая) используется для отделения союза "и" от главной части предложения. Это предложение не содержит придаточной части.
9) "Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе."
- В данном предложении знак препинания (запятая) используется для отделения придаточной части "какая перемена произошла во мне в эти немногие часы" от главной части "Я хочу вам рассказать". Запятые ставятся перед и после придаточной части.
Я надеюсь, что эти пояснения помогут вам лучше понять постановку знаков препинания и структуру предложений в тексте произведений Антона Павловича Чехова. Если у вас возникнут дополнительные вопросы, не стесняйтесь задавать их!