15язык!
1
дмитрий сергеевич лихачев единстве(н,нн)ое и (не)повторимое явление ру(с,сс)кой и культуры4. судьба1 провела его почти через весь хх век скво..ь все его эпохи и сломы. на этом пути его не м..новала н.. одна из бед выпавш..х наш..му народу тюр..ма лагерь ленинградская бл..када безвреме(н,нн)ые утраты бли..ких. совесть вера и нравстве(н,нн)ая сила ему высто..ть. он ( ( а сов..ршил предназначе(н,нн)ое открыв3 для совреме(н,нн)иков2 мир (древне)ру(с,сс)кой создав большую научную школу.
но зн..чение д.с. лихачева шире даже его научного подвига. ум наблюдательность внутре(н,нн)яя д..сциплина ( ему ра..терять увид..нное и пережитое а дар слова и дар общения с людьми п..зволил п..ведать людям о своем веке.
2) определите тему текста
3) определите стиль и тип речи текста
4) определите тип связи выделенного словосочетания.
5) выполните фонетический разбор слова1.
6) выполните морфемный разбор слова2.
7) выполните морфологический разбор слова3.
8) выполните синтаксический разбор предложения4
2
расставьте знаки препинания. графически объясните их постановку.
жить родине служить.
услуга в дружбе вещь святая.
сетка не от этих назойливых насекомых.
ночь словно день.
в каком предложении отсутствуют знаки препинания и поче
3
выпишите предложение с составными глагольными сказуемыми и разберите его по членам.
мы хотели бы учавствовать в соревнованиях.
он сел и записал рассказ старушки.
шиповник перед грозой пахуч.
травы после дождя поднялись и стали изумрудными.
4
прочитайте текст. выпишите из него односложные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставного предложения.
весна. пахнет черёмухой, щебечут птицы. посмотришь вокруг, и душа наполняется радостью. кругом всё пробуждается и жаждет жизни.
5
расставьте знаки препинания. разберите предложения с однородными членами и обобщающим словом. составьте схему однородных членов.
и берег и море молчали.
виднелись или необработанные песчаные равнины или далёкие горы.
он взял лом и новую лопату и медленно ушёл на дальний край котлована.
он примерил массу вещей мундир сюртук тужурку два кителя брюки и брюки походные
6
расставьте знаки препинания. выпишите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, разберите его по членам.
звук странный резкий раздался у реки.
солдаты вылезшие из вагонов и толпившиеся на платформе торопились усаживаться.
другая девочка ростом повыше стала что-то тихо говорить.
поставив вёдра на землю нюра помчалась в сторону разгоравшейся избы.
7
исправьте предложение с грамматической ошибкой, запишите его правильно.
поднимаясь по лестнице, у меня зазвонил телефон.
8
расставьте знаки препинания. обведите вводные слова.
к радости бабушки мы решили задержаться ещё на два дня.
сёстры были похожи.
дождь похоже будет идти целый день.
он вроде бы не похож на брата ольги.
9
расставьте знаки препинания, подчеркните уточняющие члены предложения.
за околицей у самого оврага рос огромный дуб.
телеграмма пришла около семи часов.
только здесь в доме отца николай смог отдохнуть.
теперь же после половодья это была река саженей в шесть.
10
письменно объясните постановку пронумерованных знаков препинания.
не шути ты,1 рожь,2
спелым колосом!
ты не пой,3 косарь,4
про широко степь!
(а. кольцов)
11
составьте и запишите предложения с прямой речью.
слова автора стоят в середине прямой речи,
слова автора стоят после прямой речи.
12
расскажите письменно в 2-3 предложениях об омонимах.
1) Тема текста: Жизнь и достижения Дмитрия Сергеевича Лихачева.
Обоснование: В тексте описывается жизненный путь и достижения Дмитрия Сергеевича Лихачева, с его своеобразными испытаниями и силой духа. В конце текста говорится о значимости Лихачева как научного деятеля и его способности передать людям знания о своем времени.
2) Стиль и тип речи текста: Научно-публицистический стиль, нормативно-информативный тип речи.
Обоснование: В тексте имеется научная информация о жизни и достижениях Дмитрия Сергеевича Лихачева, а также публицистические высказывания о его значимости и способности передать свои знания.
3) Тип связи выделенного словосочетания: Однородное распределительное.
Обоснование: Выделенное словосочетание "безвременные утраты близких" состоит из двух однородных членов "безвременные утраты" и "близких".
4) Фонетический разбор слова "язык": я-з-ы-к.
Явление: рассогласование между мягким и не мягким звуками "з" и "к".
5) Морфемный разбор слова "русской": русск-ой.
Русск - корень, -ой - суффикс, образующий форму прилагательного.
6) Морфологический разбор слова "сломы": слом-ы.
Слом - корень, -ы - окончание, образующее форму множественного числа существительного.
7) Синтаксический разбор предложения "он совершил предназначенное открыв для современников мир древнерусской создав большую научную школу":
он - подлежащее
совершил - сказуемое
предназначенное - дополнение к сказуемому
открыв - обстоятельство образа действия
для современников - обстоятельство цели
мир - дополнение к сказуемому
древнерусской - определение
создав - дополнение к сказуемому
большую - определение
научную школу - дополнение к сказуемому
8) Расстановка знаков препинания:
- Жить родине, служить.
Обоснование: В данном предложении используется два побудительных предложения и между ними ставится запятая.
- Услуга в дружбе - вещь святая.
Обоснование: В данном предложении необходимо выделить перечислимое обобщение и поставить тире перед обобщающим словом.
- Сетка не от этих назойливых насекомых.
Обоснование: В данном предложении нет необходимости в постановке знаков препинания, так как оно является простым.
- Ночь словно день.
Обоснование: В данном предложении нет необходимости в постановке знаков препинания, так как оно является простым.
9) Предложение с составными глагольными сказуемыми и его разбор по членам:
Он сел и записал рассказ старушки.
Он - подлежащее
сел и записал - составные глагольные сказуемые
рассказ - дополнение к глагольным сказуемым
старушки - определение
10) Прочитанный текст состоит из односложных предложений, так как каждое предложение содержит один глагол с его дополнениями и определениями.
11) Расстановка знаков препинания и предложения с прямой речью:
- "Поднимаясь по лестнице, у меня зазвонил телефон", - сказал он.
- Она ответила: "Я думаю, что это хорошая идея".
12) Омонимы - это слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. Примеры омонимов:
- Рука (часть тела) и рука (орган верности)
- Бык (животное) и бык (большая ошибка)
- Замок (закрывающее устройство) и замок (историческое сооружение)
Надеюсь, эти ответы помогут вам разобраться с заданием! Если у вас есть еще вопросы, не стесняйтесь задавать.