14. В каком ряду на месте пропуска в обоих словах пишется НН?
1) ю..ый, торфя..ой
2) серебря..ый, утре..ий
3) ути..ый, карма..ый
4) телефо..ый, витри..ый
15. В каком ряду оба слова пишутся слитно?
1) (не)что, (кое)кто
2) (ни)кто, (не)чем
3) что(то), кто(нибудь)
4) не(с)кем, кто(либо)
16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) губч..тый, реч..вой
2) прикле..ваю, влюбч..вый
3) невежл..вый, яблон..вый
4) команд..вать, неуживч..вый
17. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) сдерж..шь слово, побывать в Япони..
2) утренн.м солнцем на мороз..
3) в семидесят.. верстах, се..тся дождь
4) никто не услыш..т, на лазурн..м берегу
18. В каком предложении ставится ОДНА запятая (запятые не расставлены)?
1) Дед лежал на печи прислушивался к голосам петухов но мысли постоянно уносили его от окружающей действительности.
2) Спокойно дремлет день над тихими полями и веют прелестью раздумья вечера.
3) Рано появилась луна и нарушила мир совы.
4) И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.
Прочитайте текст.
1. Письмо в своем историческом развитии много этапов. 2. Так, древний «язык рисунков» называется лингвистами пиктографией. 3. Он существовал у народов всего мира: и у индейцев, и у папуасов, и у эскимосов, и у бушменов. 4. Однако первым шагом к настоящему письму были ребусные написания, использование слов-омонимов или близко звучащих слов. 5. Сделали этот шаг шумеры 5-6 тысячелетий назад. 6. По-шумерски, знак «ти», который обозначает стрелу, использовался и для записи слова «жизнь», которое звучит так же, как слово «стрела».
19. Какое утверждение в наибольшей степени отражает основную мысль текста?
1) Первый шаг от пиктографии к настоящему письму сделали шумеры, которые использовали один знак для записи разных слов.
2) Пиктография – это попытка записи звуковой речи, где каждый знак обозначал слово целиком.
3) Пиктография была у каждого народа, живущего на уровне первобытно-общинного строя.
4) По-шумерски, знаки, используемые для записи слов «стрела» и «жизнь», одинаковы.
20. Замените слово БЛИЗКО из предложения 4 синонимом (одним словом). Напишите это слово.
21. Из предложений 4-6 найдите сложное предложение. Напишите номер предложения.
22. Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.
23. Каким членом предложения является выделенное слово?
Сделали ЭТОТшаг шумеры 5-6 тысячелетий назад.
ПЕРЕПИШИТЕ ТЕКСТ, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
Деревя..ые дома и церкви северного пр..морского края уд..вительное чудо.(4) В ж..лище об..тателей Севера и(с,сс)ку(с,сс)но сочеталась(2)пр к суровому климату с красотой пропорц..й изумительной техникойрез..бы по дереву. В музеях края вы увид..те пр..красные вещи женскую одежду укр..шениявыш..вки тканые вещи. Пр..бывающим сюда многочисленным экскурсантам небез..нтересны р..списные прялки деревя..ая посуда предметы домашнего об..хода, которые несут на себе п..чать высокого художества.
Рядом с без..(с,сс)ку(с,сс)ными предметами быта жила и постоянно про..вляла себя красота духовной жизн.. . Пр..интересны обряды северян. Когда на Север вслед за соб..рателями былин стали пр..езжать(1) и другие(3)уч.ные они нашли ..десь богатство песен сказок исторических пр..даний.
Выполните обозначенные цифрами в тексте языковые разборы.
14.2)серебрянный,утренний
15.2)никто,нечем
16.2)прииклеиваю,влюбчивый
17.1)сдержишь слово,побывать в Японии
18. Спокойно дремлет день над тихими полями, и веют прелестью раздумья вечера.
Объяснение: