13 Образуйте существительные с суффиксами -оньк-, -еньк- и распределите их в колонки, согласно образцу. Придумайте связный текст, запишите его, выделяя гласные в искомых орфограммах ярким стержнем. После корня на твёрдый согласный
После корня на
мягкий согласный
После корня на шипящий
После корня на гласный
Голова, папа, баба, тётя, заря, берёза, заяц, киска, Катя, Лиза, дочь, река, душа, полоса, подружка, лапа, липа, Рая, дева, пай-мальчик, внучка, рука, нога, Серёжа, мама, кроха, зелёный, рыба, высокий, глубокий, низкий, лёгкий, глаза.
После корня на твёрдый согласный:
- Заря - Заряшка (ласковое слово для олицетворения солнца)
- Киска - Кисонька (ласковое слово для кошки)
- Река - Речонька (ласковое слово для реки)
- Душа - Душонька (ласковое слово для души)
- Подружка - Подружонька (ласковое слово для подруги)
- Дева - Девочка (ласковое слово для девушки)
- Внучка - Внучонька (ласковое слово для внучки)
- Рука - Ручка (ласковое слово для руки)
- Нога - Ножка (ласковое слово для ноги)
После корня на мягкий согласный:
- Пай-мальчик - Пай-малышок (ласковое слово для мальчика)
- Кроха - Крошечка (ласковое слово для крохи)
После корня на шипящий:
- Катя - Каценька (ласковое слово для Кати)
- Лиза - Лизонька (ласковое слово для Лизы)
- Серёжа - Серёженька (ласковое слово для Сережи)
После корня на гласный:
- Голова - Голонька (ласковое слово для головы)
- Баба - Бабушка (ласковое слово для бабы)
- Берёза - Березонька (ласковое слово для березы)
- Заяц - Зайчик (ласковое слово для зайца)
- Лапа - Лапка (ласковое слово для лапы)
- Липа - Липонька (ласковое слово для липы)
- Рая - Райчик (ласковое слово для рай)
Итак, распределение слов по колонкам будет следующим:
После корня на твёрдый согласный:
- Заря, Киска, Река, Душа, Подружка, Дева, Внучка, Рука, Нога
После корня на мягкий согласный:
- Пай-мальчик, Кроха
После корня на шипящий:
- Катя, Лиза, Серёжа
После корня на гласный:
- Голова, Баба, Берёза, Заяц, Лапа, Липа, Рая
Теперь давайте создадим связный текст, используя эти слова:
"Однажды в сказочном лесу Лиза, Серёжа и их внучка-Ева решили прогуляться. Они отправились к реке, где игривый котенок Киска ловил рыбку. Внезапно, из-за берёзовой рощи вышел маленький пай-мальчик и позвал их покататься на его лодочке. Все согласились, и они плыли по реке, восхищаясь красотой природы вокруг.
Внезапно, они увидели на другом берегу усыпанное золотыми звездами поле, где растут волшебные розы. Лиза и Серёжа сразу бросились к этому чуду, прятавшемуся в глубине леса. Они собрали целую горсть роз для своей Раи, которая обожала цветы. Вернувшись на лодочку, они отправились обратно, но оказалось, что лодочка слишком мала, чтобы вместить всех. Подружка Дева предложила взяться ручками за лапу Киски и Липки, и так сделали. Такие заботливые руки и ножки помогли им добраться до другого берега.
Когда они вернулись домой, все были уставшие, но счастливые. Они сели за стол, где мама Лиза уже приготовила вкусный обед. Они рассказали о своих приключениях, и все смеялись и радовались вместе."
В этом тексте мы использовали суффиксы -оньк- и -еньк- для создания ласковых форм слов, чтобы передать теплоту и заботу, которую персонажи испытывали друг к другу.