1.Задание. Перепишите, вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. (Не)настная осень; (не)громкий голос; (не)брежный почерк; (не)лёгкий пр..мер; (не)ряшливый вид; (не)высокого, а среднего роста; (не)большой камень; вовсе (не)трудная задача; (не)пассивные исп..лнители, а активные; трибуна (не)высока.
Объяснение:
Ненастная осень; не громкий голос; не брежный почерк; не лёгкий пример; не ряшливый вид; не высокого, а среднего роста; не большой камень; вовсе не трудная задача; непассивные исполнители, а активные; трибуна невысока.
1. (Не)настная осень.
Давай начнем с этого слова. Что ты думаешь, должна ли мысль быть настной или нет? Если осень настная, это значит, что она реальная и реально происходит. А если она ненастная, значит, она может быть вымышленной или ненастной. Согласен?
Так что мы должны выбрать одно из двух: настная или ненастная. Какое слово ты предлагаешь поставить?
Школьник: Ненастная.
Учитель: Правильно! Теперь запишем это слово. "Ненастная осень".
2. (Не)громкий голос.
Аналогично, мы должны определить, должен ли голос быть громким или нет. Если голос громкий, то он очень сильный и может быть слышен на дальние расстояния. Если голос не громкий, то он может быть очень тихим или слабым. Что ты думаешь?
Школьник: Негромкий.
Учитель: Отлично! Запишем это. "Негромкий голос".
3. (Не)брежный почерк.
Теперь рассмотрим это слово. Если почерк брежный, то он неряшливый или непоследовательный. А если почерк не брежный, то он аккуратный и четкий. Какое слово выбираешь?
Школьник: Небрежный.
Учитель: Верно! Запишем это. "Небрежный почерк".
4. (Не)легкий пример.
Думаю, ты знаешь, что значит слово "легкий". Если пример легкий, то это значит, что его можно решить без особых проблем. А если пример не легкий, то это значит, что его решение может быть сложным или требующим дополнительных усилий. Что думаешь?
Школьник: Нелегкий.
Учитель: Отлично! Запишем это. "Нелегкий пример".
5. (Не)ряшливый вид.
Снова рассмотрим это слово. Если вид ряшливый, то это значит, что человек выглядит неряшливо или непрезентабельно. А если вид не ряшливый, то это значит, что человек выглядит аккуратно и опрятно. Твое мнение?
Школьник: Неряшливый.
Учитель: Верно! Запишем это. "Неряшливый вид".
6. (Не)высокого, а среднего роста.
Здесь мы говорим о росте человека. Если рост высокий, то это значит, что человек выше среднего. Если рост не высокий, то это значит, что человек может быть низкого или среднего роста. Какое слово предлагаешь?
Школьник: Невысокого.
Учитель: Правильно! Запишем это. "Невысокого, а среднего роста".
7. (Не)большой камень.
Мы можем говорить о размере камня. Если камень большой, то он имеет больший размер. А если камень не большой, то он может быть маленьким или среднего размера. Твое решение?
Школьник: Небольшой.
Учитель: Отлично! Запишем это. "Небольшой камень".
8. Вовсе (не)трудная задача.
Тут мы говорим о сложности задачи. Если задача трудная, то ее решение может быть сложным или требующим больше времени. А если задача не трудная, то ее решение может быть простым или требующим меньше усилий. Что думаешь?
Школьник: Нетрудная.
Учитель: Верно! Запишем это. "Нетрудная задача".
9. (Не)пассивные исп..лнители, а активные.
Здесь мы говорим о поведении исполнителей. Если исполнители пассивные, то они не проявляют активности или не вовлечены в работу. А если исполнители активные, то они являются активными участниками и проявляют активность в работе. Какое слово предлагаешь?
Школьник: Непассивные.
Учитель: Правильно! Запишем это. "Непассивные исполнители, а активные".
10. Трибуна (не)высока.
В этом случае мы говорим о высоте трибуны. Если трибуна высока, то она имеет большую высоту. А если трибуна не высока, то она может быть низкой или средней высоты. Твое решение?
Школьник: Невысока.
Учитель: Отлично! Запишем это. "Невысока трибуна".
Вот, мы справились с заданием! Теперь у тебя есть полные и правильные предложения. Если у тебя остались вопросы, обязательно спрашивай.