1. Выпишите сначала предложения с прямой речью, а потом - с кос¬венной.
1) «Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков.
2) Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.
3) «А ваше имя как?» - с помещица.
4) Помещица с как его имя.
2. Спишите, заменяя прямую речь косвенной.
1) «Где же твой новый приятель?» - с Павел Петрович Арка дия.
2) «Вам больше чаю не угодно?» - промолвила Фенечка.
3) А. Куприн утверждал: «Язык - это история народа».
4) К. Станислав¬ский писал: «Умение работать, трудиться - это тоже талант».
3. Вставьте в предложения с косвенной речью подходящие по смыс¬лу союзы, местоимения, наречия или частицу ли. Расставьте недостающие знаки препинания.
1) Павел прислушался и сказал ку¬лички летят.
2) Сергей с далеко до реки.
3) Илья допытывался они не вместе.
4. Спишите. Начертите схемы предложений по образцу. Расставьте недостающие знаки препинания.
Образец. «Нужны подвиги, подвиги! — восклицал Горький. - Нуж¬ны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд». «П! — а. — П».
1) «Но где же? молвил с изумленьем Зарецкий, где ваш секундант?»
2) «Катя, говорю я строго тебя замолчать».
3) «Прощай, Дерсу, подумал я. Ты мне жизнь. Я никогда не забуду этого».