1. выберите неверное утверждение. 1) предложение характеризуется смысловой, интонационной заключенность и грамматической оформленностью. 2) обстоятельство-второстепенный член предложения , который обозначает различные обстоятельства проявления действия или признака . 3) составное глагольное сказуемое состоит из основной части - инфинитива (заключает в себе основное лексическое значение сказуемого ) и части (выражает грамматическое значение сказуемого и дополняет его основное содержание). 4) косвенные дополнения обозначают объект ,на который направлено действие . 2. укажите двусоставное предложение. 1) целая цепь крутых уступов 2)ночным душистым теплом повеяло от земли. 3)мне хотелось засветло попасть в село святое , лежащее в самой середине леса. 4) что-то белое мелькнуло вдруг на самом берегу реки. 3. в каком из предложений неверно выделено подлежащее? 1) только ею, только любовью , держится и движется/жизнь/-подлежащее. 2) и вот вдоль всей далёкой зелёной грани зашевелилось /что-то/-подлежащее 3) и тут мне вспомнилось /иное/-подлежащее 4)но/народу/ стояло передо мною много. 4.в каком из предложений неверно выделено сказуемое? 1) я /был/ здоров, молод,весел. 2)/не могу/ я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе ,принявшем сироту-племяницу в свой разоренный домишко. 3)я /хотел/ было /ухватиться/ за товарищей. 4) она у меня порядком // 5. укажите предложение с простым глагольным сказуемым. 1)и всё-таки велика твоя вина передо мною. 2)он был мил и умён. 3)ася бы не уехала . 4),мы станем ужинать на воздухе. 6. укажите предложение с составным глагольным сказуемым. 1)я предложил все погулять со мной по винограднику . 2)погода была чудесна . 3)я,однако,долго не хотел уходить . 4)молнии слепят огнистой зеленью. 7.укажите предложение с составным именным сказуемым . 1) есть на свете такие счастливые лица. 2)мне просто хотелось тогда самого себя грустным 3) воздух-молоко парное! 4),но не приносит мне облегчения песенка птицы. 8.в каком предложении на месте скобок необходимо поставить тире? 1) страсть к охоте () не мужицкое дело. 2)льгов() большое степной село с весьма древней каменной одноглавой церковью и двумя мельницами на болотистой речке росоте. 3)я() приятель вот этого молодого человека. 4) и судьба его() необыкновенная. 9. укажите нераспространенное предложение. 1) звонкий смех замер. 2)а слезы всё капали да капали, пестря седую пыль. 3)свеча меркнет и гаснет. 4) осень уже наступила. 10. укажите предложение, в котором выделенный второстепенный член предложения распространяет другой второстепенный член. 1) мельничиха принесла нам /молока/,яиц ,картофелю, хлеба. 2)едва /переводя дыхание /,я проснулся. 3)он пошёл /посоветоваться/ с хозяином и вместе с ним вернулся. 4)мне захотелось дышать // воздухом . ходить по земле. 11. укажите предложение с выделенным словом (словосочетанием) в роли несогласованного определения. 1) я оглянулся - и увидел маленькую ,/сгорбленную / старушку, всю закутанную в старые лохмотья. 2)/ровной/ синевой залито всё небо . 3) между ними вертится /небольшого/ росту мальчик. 4) отсутствующему другу протяни руку /твою/ 12. в каком из предложений выделенное слово (словосочетание) является косвенным дополнением ? 1) допьем сперва стакан /чаю/. 2)он поднял усталую голову и увидел перед собой /незнакомца/ 3) однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел то на /речку/, то на небо,то на виноградинки. 4)мой милый черный дрозд продолжал как ни в чём не бывало свою безучастную ,свою счастливую ,свою вечную /песнь/! 13. в каком из предложений выделенное слово (словосочетание) является обстоятельством образа действия? 1)/над горами/ бледно-зелёное , светлое ,немое небо. 2),по улице столицы мчится /вприпрыжку/ молодой ещё человек. 3) морозным /вихрем/ несётся она,ркутится тьмой кромешной. 4)/ вскоре/ мелькнул передо мною трепетный огонёк.
Обоснование: Косвенные дополнения обозначают объект, не на который направлено действие, а о ком или о чем говорится в предложении. Например, в предложении "Он дал мне книгу" слово "мне" является косвенным дополнением, обозначающим получателя действия.
Решение: Выбираем ответ 4.
2. Двусоставное предложение: 4) что-то белое мелькнуло вдруг на самом берегу реки.
Обоснование: Двусоставное предложение состоит из подлежащего и сказуемого. В данном предложении подлежащим является "что-то белое", а сказуемым - "мелькнуло вдруг на самом берегу реки".
Решение: Выбираем ответ 4.
3. Неверно выделенное подлежащее: 3) и тут мне вспомнилось /иное/-подлежащее.
Обоснование: Правильное выделение подлежащего: "вспомнилось мне иное". В данном предложении подлежащим является местоимение "мне", а сказуемым - глагол "вспомнилось".
Решение: Выбираем ответ 3.
4. Неверно выделенное сказуемое: 2) /не могу/ я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племяницу в свой разоренный домишко.
Обоснование: Правильное выделение сказуемого: "не могу я не вспомнить". В данном предложении сказуемым является глагол "могу" в отрицательной форме, а субъектом - местоимение "я".
Решение: Выбираем ответ 2.
5. Предложение с простым глагольным сказуемым: 4) мы станем ужинать на воздухе.
Обоснование: Простое глагольное сказуемое состоит только из одного глагола без вспомогательных слов или форм. В данном предложении глагол "станем" является простым глагольным сказуемым.
Решение: Выбираем ответ 4.
6. Предложение с составным глагольным сказуемым: 1) я предложил все погулять со мной по винограднику.
Обоснование: Составное глагольное сказуемое состоит из двух или более глаголов, выражающих последовательность действий или состояний. В данном предложении глаголы "предложил" и "погулять" образуют составное глагольное сказуемое.
Решение: Выбираем ответ 1.
7. Предложение с составным именным сказуемым: 1) есть на свете такие счастливые лица.
Обоснование: Составное именное сказуемое состоит из двух или более существительных, обозначающих одно и то же или различные свойства или состояния субъекта. В данном предложении существительные "счастливые лица" образуют составное именное сказуемое.
Решение: Выбираем ответ 1.
8. Предложение, где необходимо поставить тире: 3) я () приятель вот этого молодого человека.
Обоснование: Тире ставится в предложении для выделения пояснительных или подчинительных частей. В данном предложении тире нужно поставить после слова "я", чтобы отделить присоединительное определение "приятель" от главной части предложения.
Решение: Выбираем ответ 3.
9. Нераспространенное предложение: 3) свеча меркнет и гаснет.
Обоснование: Нераспространенное предложение состоит только из подлежащего и глагола, без других частей речи или придаточных предложений. В данном предложении подлежащим является "свеча", а глаголом - "меркнет и гаснет".
Решение: Выбираем ответ 3.
10. Предложение, где выделенный второстепенный член распространяет другой второстепенный член: 4) мне захотелось дышать // воздухом, ходить по земле.
Обоснование: Выделенный второстепенный член "воздухом" распространяет другой второстепенный член "дышать". Это означает, что захотелось дышать именно воздухом.
Решение: Выбираем ответ 4.
11. Предложение с несогласованным определением: 1) я оглянулся - и увидел маленькую, /сгорбленную / старушку, всю закутанную в старые лохмотья.
Обоснование: Несогласованное определение - это такое определение, которое не согласуется с определяемым словом по роду, числу или падежу. В данном предложении словосочетание "/сгорбленную/ старушку" не согласовано по роду со словом "старушку", так как оно должно быть в женском роде.
Решение: Выбираем ответ 1.
12. Выделенное слово является косвенным дополнением: 3) однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел то на /речку/, то на небо, то на виноградинки.
Обоснование: Косвенное дополнение обозначает объект или цель действия. В данном предложении слово "на речку" является косвенным дополнением, так как обозначает куда был направлен взгляд.
Решение: Выбираем ответ 3.
13. Выделенное слово является обстоятельством образа действия: 4) /вскоре/ мелькнул передо мною трепетный огонёк.
Обоснование: Обстоятельство образа действия отвечает на вопрос "как?" или "с помощью чего?". В данном предложении слово "вскоре" указывает на то, что мелькнул огонек сразу или недолго после этого.
Решение: Выбираем ответ 4.