1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните грамматические основы. Определите вид придаточных обстоятельственных.
1. Не засыпай старого колодца пока новый не выкопан.
2. По Каме около устья т..нулись в..реницей такие длинные плоты что нельзя было увидеть их конца.
4. Какая ц..на знаниям мудр..ца если он (не)прощает (не)знающ..му.
5. Это письмо написано в (не)сколько приёмов так как пишется оно рано утром во время приёма больных.
6. Мёрзлая земля стала о(т,тт)аивать потому что стали пр..гревать солнечные лучи.
7. Что(бы) разбудить моего спутника мне пр..шлось ра..толкать его.
8. В несколько часов вещи были собраны так что можно было уезжать.
9. Хотя усталость брала своё сон всё не шёл а в голове плавали обрывки каких(то) (не)лепых мыслей и образов.
10. Лишь только ра..свело мы начали соб..раться в дорогу.
2. Прочитайте текст и выполните задания 1—5.
(1)Когда цветёт гречиха, на поле не видно ни зелени, ни земли — сплошной бело-розовый ковёр из цветков. (2)Где ещё увидишь этот ковёр, издающий медовый аромат?
(3)Пройдёт немного времени, когда на месте цветков появятся мелкие трёхгранные орешки. (4)Если снять с них бурую кожицу, это и будет гречневая крупа, и из неё варят гречневую кашу.
(5)Хотя впервые гречиху стали выращивать в Индии четыре тысячи лет назад, к нам она попала значительно позже. (6)Несмотря на позднее появление в России, она стала незаменимым пищевым продуктом.
(7)Чтобы убедиться в необходимости гречихи, подойдите весной к нескошенному гречишному полю. (8)Над ним целый день жужжат пчёлы, собирая с цветков вкусный нектар, из которого получают так необходимый людям мёд, лечащий от многих болезней.
(По Н. Осокину)
Выполните задания
1. Найдите сложноподчинённые предложения с придаточными времени. Напишите их номера.
2. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите его номер.
3. Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными. Напишите их номера.
4. Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с придаточным условия. Напишите его номер.
5. Укажите вид придаточного предложении 7.
1.Не засыпай старого колодца, пока новый не выкопан.
2.По Каме около устья тянулись вериницей такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их до конца.