1) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух. (Н. А. Некрасов.) 2) Родные русские картины! Заснул и видел я во сне знакомый дом леса
долины. (Н. А. Некрасов.) 3) Мох да вереск да граниты... Чуть шумит со-
сновый бор. (В. Я. Брюсов.) 4) Сядем там на кочке... Зной и тишина...
В голубом веночке высь отражена. (В. Я. Брюсов.) 5) Звучный мерный звук
копыт. Кони б(?)ют о камень плит. (В. Я. Брюсов.) 6) Безлюдье степь. Кру-
гом все бело и небеса над головой. (Н. А. Некрасов.)
Украите, к какой части речи относятся слова, входящие в состав назывных предложений.
Составьте схемы назывных предложений из 2, 4, 5-го примеров.
1) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух. (Н. А. Некрасов.)
В данном предложении можно выделить следующие части речи:
- "серый" - прилагательное;
- "старый" - прилагательное;
- "дом" - существительное;
- "теперь" - наречие;
- "он" - местоимение (личное);
- "пуст" - глагол в настоящем времени;
- "глух" - прилагательное.
2) Родные русские картины! Заснул и видел я во сне знакомый дом леса долины. (Н. А. Некрасов.)
В данном предложении можно выделить следующие части речи:
- "родные" - прилагательное;
- "русские" - прилагательное;
- "картины" - существительное;
- "заснул" - глагол в прошедшем времени;
- "и" - союз;
- "видел" - глагол в прошедшем времени;
- "я" - местоимение (личное);
- "во" - предлог;
- "сне" - существительное;
- "знакомый" - прилагательное;
- "дом" - существительное;
- "леса" - существительное;
- "долины" - существительное.
3) Мох да вереск да граниты... Чуть шумит со-сновый бор. (В. Я. Брюсов.)
В данном предложении можно выделить следующие части речи:
- "мох" - существительное;
- "да" - союз;
- "вереск" - существительное;
- "да" - союз;
- "граниты" - существительное;
- "чуть" - наречие;
- "шумит" - глагол в настоящем времени;
- "со-сновый" - прилагательное (слово является комбинацией предлога "со" и прилагательного "новый");
- "бор" - существительное.
4) Сядем там на кочке... Зной и тишина... В голубом веночке высь отражена. (В. Я. Брюсов.)
В данном предложении можно выделить следующие части речи:
- "сядем" - глагол в будущем времени;
- "там" - наречие;
- "на" - предлог;
- "кочке" - существительное;
- "зной" - существительное;
- "и" - союз;
- "тишина" - существительное;
- "в" - предлог;
- "голубом" - прилагательное;
- "веночке" - существительное;
- "высь" - существительное;
- "отражена" - глагол в прошедшем времени.
5) Звучный мерный звук копыт. Кони б(?)ют о камень плит. (В. Я. Брюсов.)
В данном предложении можно выделить следующие части речи:
- "звучный" - прилагательное;
- "мерный" - прилагательное;
- "звук" - существительное;
- "копыт" - существительное;
- "кони" - существительное;
- "бьют" - глагол в настоящем времени;
- "о" - предлог;
- "камень" - существительное;
- "плит" - существительное.
Теперь составим схемы назывных предложений из 2, 4, 5-го примеров:
2) Родные русские картины! Заснул и видел я во сне знакомый дом леса долины.
- Схема: [сущ.(прил.) сущ.], [глаг.], [и], [глаг.], [мест. (лич.)], [предл.], [сущ.], [сущ.], [сущ.]
4) Сядем там на кочке... Зной и тишина... В голубом веночке высь отражена.
- Схема: [глаг.], [нар.], [предл.], [сущ.], [сущ.], [и], [сущ.], [предл.], [прил.], [сущ.], [глаг.], [сущ.]
5) Звучный мерный звук копыт. Кони б(?)ют о камень плит.
- Схема: [прил.], [прил.], [сущ.], [сущ.], [глаг.], [предл.], [сущ.], [сущ.]
Надеюсь, ответ достаточно подробен и понятен школьнику. Если возникнут еще вопросы, буду рад помочь!