1.Внимательно читаем текст ровно 5 мин. Осень в этом году стояла – вся напролет сухая и теплая. Березовые рощи долго не желтели. Долго не увядала трава. Только голубеющая дымка (ее зовут в народе «мга») затягивала плесы на Оке и отдаленные леса.
«Мга» то сгущалась, то бледнела. Тогда сквозь нее проступала, как через матовое стекло, туманные видения вековых ракит на берегах, полосы изумрудных озимей.
Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли.
Я поднял голову. Большие косяки журавлей тянули один за другим прямо к югу. Они уверенно и мерно шли на юг, где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки, летели к теплой стране с элегическим именем Таврида.
Я бросил весла и долго смотрел на журавлей. По береговой проселочной дороге ехал, покачиваясь, грузовик. Шофер остановил машину, вышел и тоже начал смотреть на журавлей.
- Счастливо, друзья! – крикнул он и помахал рукой вслед птицам.
Потом он опять забрался в кабину, но долго не заводил мотор, должно быть, чтобы не заглушить затихающий небесный звон. Он открыл боковое стекло, высунулся и все смотрел и смотрел, никак не мог оторваться от журавлиной стаи, уходившей в туман. И все слушал плеск и переливы птичьего крика над опустелой по осени землей.
За несколько дней до этой встречи с журавлями один московский журнал попросил меня написать статью о том, что такое «шедевр», и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении.
Я выбрал стихи Лермонтова «Завещание».
Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам? Птицы прощались со Средней Россией, с ее болотами и чащами. Оттуда уже сочился осенний воздух, сильно отдающий вином.
Да что говорить! Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства, недоступного нам, людям. Этим искусством уверенно владела только она, только природа, равнодушная к нашим восторгам и похвалам.
Новые мысли, образы, чувства теснятся в голове. Каждая строка стихов разгорается, подобно тому, как с каждым днем сильнее бушуют осенним пламенем громады лесов за рекой. Подобно тому, как расцветает вокруг небывалый сентябрь.
Очевидно, свойство истинного шедевра делать и вас равноправными творцами вслед за его подлинным создателем. Кроме стихотворных шедевров, Лермонтов оставил нам и прозаические – такие, как «Тамань». Они наполнены, как и стихи, жаром его души. Многие поколения будут любить каждую строчку этого бесстрашного и в бою и в поэзии офицера. Наша любовь к нему – как возврат нежности.
Распространено мнение, что шедевров немного. Наоборот, мы окружены шедеврами. Мы не сразу замечаем, как осветляют они нашу жизнь, какое непрерывное излучение – из века в век – исходит от них, рождает у нас высокие стремления и открывает нам величайшее хранилище сокровищ – нашу землю.
Каждая встреча с любым шедевром - прорыв в блистающий мир человеческого гения. Она вызывает изумление и радость.
В каждом шедевре заключается то, что никогда не может примелькаться, - совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на все, что окружает нас и вовне, и в нашем внутреннем мире. Жажда достигнуть все более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. И рождает шедевры.
Я вижу все это осенней ночью. Осени за окном не видно, она залита тьмой. Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнет настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью, горьким запахом первого тонкого льда, начнет перешептываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днем и ночью. И блеснет неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь волнистые ночные туманы.
1. Осень в этом году стояла …
А) сухая и теплая;
Б) дождливая и холодная;
В) необычная для этих мест.
2. Мга – это …
А) болотистая местность;
Б) непрозрачный от тумана воздух;
В) название местности.
3. Рассказчика попросили написать о …
А) красоте природы;
Б) каком-нибудь литературном шедевре;
В) журавлях.
4. Кроме стихотворных шедевров, Лермонтов оставил нам и прозаические – такие, как …
А) «Таврида»;
Б) «Тамань»;
В) «Кинжал».
5. «Каждая встреча с любым шедевром - …». Закончите предложение.
А) возможность насладиться прекрасным;
Б) возможность пополнить свои знания;
В) прорыв в блистающий мир человеческого гения.
6. «…где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки…». Выразительное средство, используемое в данном случае, -
А) метафора;
Б) сравнение;
В) эпитет.