1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
1) Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, (1) и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: (2) каждая капля оставляла в пыли маленький кратер. (Паустовский). 2) Либо рыбку съесть, (3) либо на мель сесть (пословица).
3) Снег набился в морщины коры, (4) и толстый, (5) в три обхвата(6), ствол казался серебряными нитями (Ю. Нагибин).
2. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
1) Море всё было в живых белых пятнах, (1) словно бесчисленные стаи птиц опускались на его синюю равнину. 2) Около дома в зелени завёлся соловей, (2) который кричит не переставая. 3) Подруга думы праздной,(3) чернильница моя, (4)мой век разнообразный тобой украсил я. 4) Тайга знала и другие мгновения, (5) когда молнии ударяли в стволы, (6) расщепляя их,(7)и начинались страшные пожары. (Евтушенко)
3. Среди предложений 1-4 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
1) Справа висела картина, на которой был изображен цветущий сад, а слева стоял столик с резными ножками.
2) Погода ухудшилась: поднялся сильный ветер и начался дождь, но в палатке было тепло и сухо. 3) Солнце било в окно, и, когда он поднял голову, ему пришлось зажмуриться.
4. Укажите верное объяснение постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении:
Со мною происходит что-то странное: не помню событий недельной давности.
1) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
5. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Сыр выпал — с ним была плутовка такова (Крылов)
1) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено содержанию первой части.
2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Во второй части содержится неожиданное присоединение.
6. Укажите предложение, части которого связаны с союзного слова.
1) Я знаю, что же он будет делать завтра. 2) По голосу бойца Шахаев понял, что Мальцев чем-то сильно взволнован.(Алексеев М.)
3) Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана… (А. Пушкин) 4) Он сорвал цветок, чтобы подарить маме.
7. Определите в каждом предложении вид придаточного предложения: определительное, изъяснительное, обстоятельственное (например: обстоятельственное условия)
А) Родные места, где я вырос, навсегда останутся в моем сердце.
Б) Скоро я понял, что заблудился.
В) Все бросились к месту, где приземлился самолет.
Г) Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой).
Д) Мы не знали, о чем они договорились.
Е) Ветер дул с такой силой, что стоять на ногах было невозможно.
8. Укажите вид предложения:
Отец мой говорил мне, что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный. (Аксаков).
1) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с последовательным и параллельным подчинением
9. Укажите вид предложения:
Когда он подъезжал к заднему двору, Егорушка напряг своё зрение, чтобы получше рассмотреть его. (Чехов).
1) Сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением
2) Сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением
3) Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением
4) Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением