1. Укажите, в каком предложении нужно поставить только одну запятую
(знаки препинания не расставлены).
1) Ни музыка ни литература ни какое бы то ни было искусство в настоящем
смысле слова не существуют для забавы.
2) Река бежит по долине или по широкому лугу.
3) Каменья или вонзались в подошву или расступались под ногами.
4) На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем.
2. Установите соответствие между термином и его определением,
результаты запишите в таблицу:
термин определение
А) сказуемое 1) второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений.
Б) дополнение 2) второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отве¬чающий на во о месте, времени, причине, цели, образе действия.
В) определение 3) главный член двусоставного предложения, который обознача¬ет действие.
Г) обстоятельство 4) второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения.
А Б В Г
3. Выберите предложение, в котором определение обособляется.
1) Радостный он пошел навстречу родителям.
2) Красочный пейзаж открывался их усталым взглядам.
3) Озорная Маша весь вечер придумывала новую шутку.
4) Странный путник по разрешения остаться на ночлег.
4. Укажите вариант, где правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вера (1) улыбаясь (2) шла по улице (3) глядя на луг (4) украшенный цветами.
1) 1,4 2) 3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,2,3
5. Укажите предложение, в котором нет вводных конструкций (знаки препинания не расставлены).
1) Сладковатый вкус этого чая казалось принадлежит совсем другому сорту.
2) Это сияние казалось ему знакомым.
3) Бесчисленные золотые звёзды казалось тихо текли наперерыв мерцая.
4) Болезнь казалось с каждым днем все более отступала.
6. Определите тип связи слов в словосочетании «нарисую картину», работая по данному алгоритму.
Алгоритм работы
1) Найдите главное и зависимое слово.
2) Посмотрите, чем выражено зависимое слово. Если это наречие, деепричастие, категория состояния, неопределенная форма глагола, сравнительная степень прилагательного, то тип связи – примыкание.
3) Измените главное слово и посмотрите, как ведет себя зависимое. Если зависимое меняется вместе с главным и согласуется с ним в роде, числе и падеже, то тип связи – согласование. Если зависимое слово не меняется и остается в той же форме, но это изменяемая часть речи, то тип связи – управление.
7. Распределите предложения на три группы: 1) предложения с однородными членами, 2) предложения с обособленными членами, 3) предложения с уточняющими членами (знаки препинания в предложениях не расставлены).
А) Там на горизонте было видно расплывающееся пятно.
Б) Холод плавный бег саней и тишина улиц постепенно перебили тоску.
В) Небо раздираемое молниями дрожала.
Г) Шелест листьев звёзды тёплый запах земли всё напомнило ему о доме.
Д) Дождь лил ровно шумя по траве и деревьям.
Е) Рядом на обочине дороги стояла курчавая молодая сосёнка.
Результаты запишите в таблицу:
1 2 3
8. Какое понятие является обобщающим для этих терминов? Запишите его.
Неопределенно-личное предложение, безличное предложение, назывное предложение, определенно-личное предложение.
9. Постройте схему данного предложения (знаки препинания не расставлены).
Возле города вспоминает один из моих товарищей тогда была берёзовая роща
10. Перечислите общие черты для составного глагольного и составного именного сказуемого. Чем отличаются они друг от друга?
Прочитайте следующий текст и выполните задания 11, 12, 13.
(1)Во о чём разговаривать, тесно связан с во о такте. (2) Такт – латинское слово и значит «прикосновение». (3) «Прикосновение» должно быть безболезненным, деликатным: в этом вся задача такта.
4) …Такт в разговоре, главным образом, заключается в том, что человек умеет ставить себя на место собеседника, умеет забывать о том, что тот старается скрыть, и, наоборот, помнить и говорить лишь о том, что тот желает знать. (5) Тактичный человек никогда не скажет чего-нибудь такого, что его собеседник может принять на свой счёт, он никогда не поставит во ответить на который собеседнику неприятно. (6) Тактичный человек не станет фамильярничать с собеседником, когда это может быть неприятно последнему.
(7) Вообще, тактичный – это синоним благовоспитанного, вежливого, внимательного, обходительного человека.
(Н. Абрамов)
11. Озаглавьте текст, выделите главную мысль .
12. Составьте план текста.
13. Докажите, что тактичность – важное качество человека.