1. Укажите многочленное сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
а) Учись скромности у колоса: тот, как созреет, голову склонит.
б) Ночью я почувствовал боль в ноге, и, когда встал утром, она оказалась сильно распухшей.
в) Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то за стеной колокольные часы пробьют четверть.
г) Мы в песнях для потомства сбережём названья тех сгоревших деревень, где за последним горьким рубежом кончалась ночь и начинался день.
2. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).
Я сознавала что этот туман скрывает нечто важное и до боли напрягала глаза пытаясь разглядеть что там за молочно-белой пеленой но тщетно мгла упорно не хотела рассеиваться.
а) сложносочинённое в) бессоюзное сложное
б) сложноподчинённое г) многочленное сложное
3. Укажите многочленное сложное предложение (знаки препинания не расставлены).
а) Я смотрел на лодки на японские батареи нигде никакого движения.
б) Упал в пруд камень взъерепенилась от этого вода полетела брызгами и волны побежали кругами но вскоре их бег замедлился сник и сравнялась гладь снова уснула тихая заводь хоть и долго ещё выпрыгивали на поверхности звонкие пузырьки.
в) Старшина пошёл сам потому что предводители должны идти первыми когда угрожает опасность.
г) День тихо но в сумерках они заметили человека бесшумно кравшегося к огромному дереву.
2. Найдите словосочетания со связью «управление»:
а) читать лёжа, б) управляя автомобилем, в) доволен успехами
г) встреча товарищей, д) кирпичная стена е) характерные черты
3.ЗАДАНИЕ:
А.Из предложений 8—11 выпишите слово, в котором правописание НН определяется тем, что это полное страдательное причастие образовано от глагола совершенного вида.
Б.Укажите количество грамматических основ в предложении 14.
В.Среди предложений' 12—15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Г.Среди предложений 3—11 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
(3)Мы долго сидели на берегу под вязами. (4)Комары пропали. (5)Лёгкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться Маленьких демонов.
(6)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распалённые злобой, вернулись назад. (9)Мы перестали сопротивляться. (10)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11)Казалось, то парят зёрнышки граната: раздувшиеся брюшки рубиновым.
(12)Послышался тяжёлый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13)Голос «молодой» не звучал среди них, но в её дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешёвые конфеты, — три взрослые, одна подросткового возраста. (14)Потом померещилось, что это одна четырёхголовая овца, настолько синхронны были все движения и настолько неразделимы тела. (15)Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными манёврами подросток.
4. Проанализируйте предложения.
1) Прочитайте предложение, 2) дайте ему краткую характеристику, 3) составьте схемы.
1.Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов)
2.Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим и смело глядит вперед. (И.С. Тургенев)
3. Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом.
4.Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.
5.Укажите вид предложения( в таблицу).
Например, 9) ."Школьники учатся дистанционно, потому что свирепствует вирус".СПП
1) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка.
2) Ты понял жизни цель: счастливый человек, для жизни ты живешь.
3) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.
4) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.
5) Травка зеленеет, солнышко блести, ласточка с весной в сени к нам летит.
6) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей.
7) Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.
8) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
В данном предложении мы имеем два сочинительных многочленных сложных предложения, связанных союзом "и". Первая часть предложения "Учись скромности у колоса" является самостоятельным предложением, а вторая часть "тот, как созреет, голову склонит" является также самостоятельным предложением. При соединении этих двух предложений союзом "и" получаем сложное многочленное сложное предложение.
2. В данном предложении мы имеем два причастных оборота, связанные союзом "и", поэтому тип предложения - сложносочиненное.
3. б) Упал в пруд камень взъерепенилась от этого вода полетела брызгами и волны побежали кругами но вскоре их бег замедлился сник и сравнялась гладь снова уснула тихая заводь хоть и долго ещё выпрыгивали на поверхности звонкие пузырьки.
В данном предложении у нас есть несколько предложений соединенных союзами "и", "но", "хоть и", "зато", поэтому это многочленное сложное предложение.
2. а) читать лёжа, б) управляя автомобилем.
Связь "управление" в словосочетаниях "читать лёжа" и "управляя автомобилем" является причинно-следственной, где одно действие является причиной или условием для другого.
3. А. Из предложений 8—11 слово, в котором правописание НН определяется тем, что это полное страдательное причастие образовано от глагола совершенного вида - "распалённые" (предложение 8).
Б. В предложении 14 количество грамматических основ равно 3. Грамматические основы - это самостоятельные члены предложения, содержащие глагольную форму или именную форму. В предложении 14 грамматическими основами являются "померещилось", "это", "что".
В. Сложные бессоюзные предложения - это предложения, в которых сочиненные члены предложений не соединены союзом или иными союзоподобными словами. Среди предложений 12-15 сложное бессоюзное предложение это предложение 13. Оно имеет два самостоятельных предложения, но они не соединены союзами.
Г. Среди предложений 3—11 сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью - предложение 3. В нем есть два самостоятельных предложения, соединенных сочинительным союзом "и".
5.
1) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка.
Тип предложения: простое сложное.
Схема: П - колокольчик гремит / и / П - дорога пылится.
2) Ты понял жизни цель: счастливый человек, для жизни ты живешь.
Тип предложения: сложносочиненное.
Схема: П - Ты понял жизни цель / : / П - счастливый человек / , / П - для жизни ты живешь.
3) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.
Тип предложения: сложноподчиненное.
Схема: П - Я должен быть уверен / что / П - я увижусь с вами днем.
4) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.
Тип предложения: сложносочиненное.
Схема: П - Запела птица / о том, / П - как мы друг друга берегли.
5) Травка зеленеет, солнышко блести, ласточка с весной в сени к нам летит.
Тип предложения: простое сложное.
Схема: П - Травка зеленеет / , / П - солнышко блести / , / П - ласточка летит с весной в сени к нам.
6) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей.
Тип предложения: сложное.
Схема: П - Октябрь уж наступил / – / П - роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей.
7) Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.
Тип предложения: сложносочиненное.
Схема: П - Дождь бился в окно / , / П - ветер дул печально воя.
8) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
Тип предложения: сложносочиненное.
С