1. укажите форму/жанр текста
2. определите цель текста
3. доказательства текста
4 укажите языковые средства и цель использования
из всех родов лирика наиболее близка музыке. музыка и лирика в древности воспринимались как единое целое. этот синкретизм отчасти наследуется и поэзией нового времени.
можно отметить черты сходства музыки и лирики на уровне восприятия жизненного опыта, вызывающего в слушателе совокупность сходных впечатлений и воспоминаний, связанных с реальными событиями. сближает музыку и также используемая в обоих случаях категория темы. и все же попытки отождествить искусства несостоятельны. у них различны средства создания образа: в – слово, в музыке – звук. перевод музыки на язык подразумевает ее опредмечивание и ситуационное прикрепление.
поэтическое слово, попадая в сферу музыки, утрачивает конкретность, восприятие музыкального творения протекает вне зрительных ассоциаций. слух – единственный инструмент восприятия музыкального произведения. одна из целей поэзии – изобразить и выразить переживание при сравнения, намека или описания. музыки – предложить непосредственное содержательное бытие переживания, его продолжительность и эмоциональную всеобщность в звуке.
отличие музыки от состоит и в том, что слово называет чувство, а музыка выражает ощущение как непосредственное откровение, минуя мыслительные доказательства и рациональные аргументы.
музыка часто используется для опосредованной характеристики героев. включение музыкальной партитуры в тексты делает их убедительным средством психологического анализа характеров и обстоятельств. этот прием использовали л. н. толстой ("крейцерова соната") и а. и. ("гранатовый браслет").
одним из традиционных стало сравнение музыкальных и произведений: мелодии – с сюжетом, симфонии – с романом. многие композиторы были вдохновлены произведениями.
романтики объявили музыку "таинственным, выраженным в звуках языком природы", "самым романтическим из всех искусств, так как ее предмет – бесконечное". музыкальное начало пронизывает повествовательную ткань произведений э. т. а. гофмана. гофмановский пейзаж представляет собой развернутый образ музыки, противопоставленный "житейским воззрениям" просвещенных филистеров. ф. стендаль утверждал, что, испытывая музыкальное наслаждение, человек познает силу страсти. если слово только называет чувство, то музыка выражает еще неосознанное ощущение и воздействует на слушателя как непосредственное откровение. этому музыка воспроизводит то, что недоступно слову.
отношение к музыке как к миру нереальному и возвышенному было философски обосновано с. кьеркегором и а. шопенгауэром. в музыкальные звуки уподобляются "библиотеке ощущений": мелодии, услышанные давно, возвращают человека в мир переживаний