1.Стихотворение Ахматовой "Я научилась..." выделить все грамматические основы
2.Сделать синтаксический разбор последнего предложения
3. Выписать из текста все союзы
4.Выписать все частицы
5.Выписать относительные прилагательные и качественные
Я научилась мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.
а) "Я научилась мудро жить" - основа предложения "научилась жить", где "научилась" - глагол, а "жить" - сказуемое;
б) "Смотреть на небо и молиться Богу" - основа предложения "смотреть и молиться", где "смотреть" и "молиться" - глаголы, а "на небо и Богу" - дополнение;
в) "И долго перед вечером бродить" - основа предложения "долго бродить", где "долго" - наречие, а "бродить" - глагол;
г) "Чтоб утомить ненужную тревогу" - основа предложения "чтоб утомить", где "чтоб" - союз, "утомить" - инфинитивный глагол, а "ненужную тревогу" - дополнение;
д) "Когда шуршат в овраге лопухи" - основа предложения "шуршат лопухи", где "шуршат" - глагол, а "в овраге" - обстоятельство;
е) "И никнет гроздь рябины желто-красной" - основа предложения "никнет гроздь", где "никнет" - глагол, а "гроздь" - подлежащее;
ё) "Слагаю я веселые стихи" - основа предложения "слагаю стихи", где "слагаю" - глагол, а "веселые" - качественное прилагательное;
ж) "О жизни тленной, тленной и прекрасной" - основа предложения "о жизни", где "о" - предлог, а "тленной и прекрасной" - относительное прилагательное;
з) "Я возвращаюсь" - основа предложения "возвращаюсь", где "возвращаюсь" - глагол;
и) "Лижет мне ладонь" - основа предложения "лижет ладонь", где "лижет" - глагол, а "мне ладонь" - дополнение;
к) "Пушистый кот, мурлыкает умильней" - основа предложения "кот мурлыкает", где "кот" - подлежащее, "мурлыкает" - глагол, а "умильней" - качественное прилагательное;
л) "И яркий загорается огонь" - основа предложения "огонь загорается", где "огонь" - подлежащее, "загорается" - глагол;
м) "На башенке озерной лесопильни" - основа предложения "на башенке", где "на" - предлог, а "башенке" - дополнение;
н) "Лишь изредка прорезывает тишь" - основа предложения "прорезывает тишь", где "прорезывает" - глагол, а "тишь" - подлежащее;
о) "Крик аиста, слетевшего на крышу" - основа предложения "крик слетевшего аиста", где "крик" и "аиста" - подлежащее, "слетевшего на крышу" - определение;
п) "И если в дверь мою ты постучишь" - основа предложения "ты постучишь", где "ты" - подлежащее, а "постучишь" - глагол;
р) "Мне кажется, я даже не услышу" - основа предложения "мне кажется", где "мне" - дополнение, "кажется" - глагол.
2. Синтаксический разбор последнего предложения ("Мне кажется, я даже не услышу."):
- Мне (дательный падеж, местоимение);
- кажется (глагол, сказуемое);
- я (является подлежащим);
- даже (наречие, обстоятельство степени);
- не (частица отрицания);
- услышу (глагол, дополнение).
3. В тексте стихотворения "Я научилась..." можно выделить следующие союзы: "и", "что", "если".
4. В тексте стихотворения "Я научилась..." можно выделить следующие частицы: "лишь", "и", "на".
5. В тексте стихотворения "Я научилась..." можно выделить следующие относительные прилагательные: "тленной", "рябины", "озерной". Качественные прилагательные: "мудро", "ненужную", "веселые", "прекрасной", "пушистый", "яркий"