1. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
1) Не…говорчивый пр…дпр…н…матель, непр…ступная пр…града, чере…чур бе…церемонно, пр…м…рились с н нак…заниями, и…балованный ребенок, пр…езжий , пр…скорбное событие, бе…злобный смех.
2) Пр…бывать на курорте – пр…бывать на курорт, пр…дать друга – пр…дать значение, пр…дел возможностей – пр…дел в храме, пр…клонить колени – пр…клонить ухо к земле, пр…ступить к делу – пр…ступить закон, пр…творить дверь – пр…творить в жизнь – р…твориться спящим, непр…ходящие ценности – пр…ходящая няня, назначить пр…емника - антенна пр…емника.
2. Какие правила вы использовали, вставляя пропущенные буквы. Сформулируйте образец рассуждения по применению правила.
1. Выпишите из предложений в три столбика слова с приставками: а) неизменяемыми; б) на з-/с-.; в) различающимися по значению. Приставки выделите, объясните их написание.
1) Предрассветным ветерком дым гнало вдоль реки.2) Я могу до бесконечности разглагольствовать о чарующей изменчивости самоцветов. 3) Вдруг он замолчал, прислушиваясь к шуму ветра. 4) Флейта издала последний жалобный и молящий звуки голос её прервался. 5) За моей спиной сгущался мрак. 6) Подсушенная трава, сбитая ветром, летела теперь медленнее. 7) Лес – бескрайняя степь, здесь сумерки сгущаются намного раньше. 8) Набита комната людьми и за прикрытыми дверьми идут глухие разговоры. 10) Мелкая россыпь ярких звезд отражалась в воде.
2. Объясните, что связывает союз И в 4, 8 предложениях. Составьте схемы предложений.
3. Расскажите о происхождении данных слов по образцу:
Непреклонный – корень -клон-; восходит к «преклонить перед кем-то…»
Прекословить, преступник, прилежание, преподавать.
4. Составьте с ними предложения.
1) Недоговорчивый предприниматель, неприступная преграда, черезчур безцеремонно, премирились с н наказаниями, ибалованный ребенок, приезжий, прискорбное событие, безлобный смех.
Для того, чтобы правильно вставить пропущенные буквы, необходимо использовать знания о правилах написания слов с приставками.
Пример рассуждения по применению правила:
В первом слове используется приставка "не-", которая обозначает отрицание или противоположность. Она пишется слитно с корнем слова. Поэтому буква "е" вставляется между согласными "н" и "г", так как приставка завершается на гласную букву "е". То же самое правило применяется и в остальных словах.
2. Правила, которые я использовал при вставке пропущенных букв, описываются следующим образом:
- Приставки "про-" и "при-" пишутся слитно со следующими за ними буквами. Во втором слове в приставке "при-" после согласной "р" вставляется две точки (троеточие), чтобы визуально отделить приставку от корня слова. Это помогает нам четче видеть написание приставки.
- Приставки "не-" и "без-" пишутся слитно с корнем слова. При этом, если в корне слова есть согласная "г" или "к", перед ними в приставке "не-" вставляется буква "е".
Таким образом, мы используем правила написания приставок, чтобы правильно вставить пропущенные буквы и составить правильные слова.
3. Давай разберемся с третим вопросом и расскажем о происхождении данных слов.
- Прекословить – корень "кослов-", происходит от выражения "косноязычие словить". Значение этого слова связано с осуждением, негативным отношением к сказанным словам.
- Преступник – корень "cтуп-", происходит от глагола "ступить" или "ступать". В данном случае, приставка "пре-" обозначает превышение, нарушение, что указывает на образование противозаконного деяния.
- Прилежание – корень "леж-", происходит от глагола "лежать". Приставка "при-" в данном слове обозначает подчинение, служение. Прилежание – это активное отношение к работе, старание, усердие.
- Преподавать – корень "подават-", образован от глагола "давать", который обозначает передачу, предоставление. Префикс "пре-" в данном случае указывает на предварительное или начальное действие. Преподавать – это передавать знания, учить.
4. Составим предложения с данными словами:
- Непрекословить перед своими старшими – это проявление уважения.
- Преступник был задержан полицией за совершенное преступление.
- Его прилежание к учебе помогло ему достичь успеха в школе.
- Учитель будет преподавать уроки математики.
Надеюсь, ответ был достаточно подробным и понятным! Если у тебя возникнут еще вопросы, не стесняйся задавать. Удачи в учебе!