1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.
Всё лето листья подст..вляли солнцу свои л..дошки и щ..чки спин-ки и ж
...вотики. И до того листья нал..лись и проп..тались солнцем,
сени они стали золотыми.
умел в лесу золотой дождь. Капля по листику щ..лкнет и
ся, ться) лист. С..ницы на ветке завозя(тся, ться) и брызнут ли-
сторонам. Ветер налетит и закружится, ться) пёстрый смерч(?).
ено в листьях деревья стоят. Листья шуршат скребу(тся, ться)
скач..ти качаются на п..утинках. (Н. Сладков)
2. Составьте схемы первого и последнего предложений.
3. Определите, сколько в тексте простых и сложных предложений.
Докажите правильность своего ответа.
4. Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его.
5. Определите связи предложений в каждом абзаце текста.
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладоньки и щёчки, спинки и животики. И до того листья налегли и пропитались солнцем, скрылись они налегке ветерки. И стали листья золотыми.
Особенно красиво в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет и растекается, касается листа. Солнцы на ветке завозятся и брызнут по сторонам. Ветер налетит и закружится, торжественный смерч.
Тишина в листьях деревьев стоит. Листья шуршат, скрабутся, подскакивают на путинах. (Н. Сладков)
2. Составьте схемы первого и последнего предложений.
Первое предложение: Всё лето листья подставляли солнцу свои ладоньки и щёчки, спинки и животики.
Схема первого предложения: Предложение - Сказуемое, Сказуемое - Подлежащее, Дополнение.
Последнее предложение: Листья шуршат, скрабутся, подскакивают на путинах.
Схема последнего предложения: Предложение - Сказуемое.
3. Определите, сколько в тексте простых и сложных предложений. Докажите правильность своего ответа.
В тексте приведено 4 простых предложения и 1 сложное предложение.
- Простые предложения:
1) Всё лето листья подставляли солнцу свои ладоньки и щёчки, спинки и животики.
2) И до того листья налегли и пропитались солнцем, скрылись они налегке ветерки. И стали листья золотыми.
3) Особенно красиво в лесу золотой дождь.
4) Тишина в листьях деревьев стоит.
- Сложное предложение:
Капля по листику щёлкнет и растекается, касается листа. Солнцы на ветке завозятся и брызнут по сторонам. Ветер налетит и закружится, торжественный смерч.
Все предложения содержат один главный член, поэтому это простые предложения.
4. Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его.
Тихий Танец Листьев
5. Определите связи предложений в каждом абзаце текста.
Абзац 1: Всё лето листья подставляли солнцу свои ладоньки и щёчки, спинки и животики. И до того листья налегли и пропитались солнцем, скрылись они налегке ветерки. И стали листья золотыми.
Связи: Причинно-следственная связь ("листья подставляли солнцу" - "листья пропитались солнцем").
Абзац 2: Особенно красиво в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет и растекается, касается листа. Солнцы на ветке завозятся и брызнут по сторонам. Ветер налетит и закружится, торжественный смерч.
Связи: Следственно-причинная связь ("золотой дождь" - "капля щёлкнет" - "радостно налетит ветер" - "закружится смерч").
Абзац 3: Тишина в листьях деревьев стоит. Листья шуршат, скрабутся, подскакивают на путинах.
Связи: Условно-результативная связь ("в тишине листья шуршат и подскакивают").