1.Спишите, расставьте знаки препинания. Выделите основы, определите виды придаточных и вид подчинения.
1) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.
3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.
4) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.
5) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.
Расставляем знаки препинания:
- запятая после слова "человек" (подчинительное предложение начинается союзом "тем"),
- запятая после слова "земли" (обособление обстоятельства "где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями").
Основа главного предложения: "Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли".
Основа придаточного предложения: "где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями".
Вид подчинения: придаточное дополнительное, подчинительное.
2) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться.
Расставляем знаки препинания:
- запятая после слова "мира" (обособление обстоятельства "где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться").
Основа предложения: "Саврасов заглянул к нам из другого мира".
Обстоятельство: "где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться".
3) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели.
Расставляем знаки препинания:
- запятая после слова "виски" (обособление обстоятельства "как давит голову, когда долго кружишься на карусели").
Основа предложения: "Начинало слегка давить виски".
Обстоятельство: "как давит голову, когда долго кружишься на карусели".
4) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.
Расставляем знаки препинания:
- запятая после слова "лесных" (обособление обстоятельства "где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся").
Основа предложения: "Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах".
Обстоятельство: "где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся".
5) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы.
Расставляем знаки препинания:
- запятая после слова "стены" (обособление обстоятельства "на которой стоит царь Иван Васильевич"),
- запятая после слова "сил" (обособление придаточного предложения "борясь с течением"),
- точка в конце предложения.
Основа главного предложения: "С кремлевской стены видно гребцы".
Основа придаточного предложения: "на которой стоит царь Иван Васильевич".
Вид подчинения: придаточное определительное, подчинительное.