1.составьте вопросительный план и тезисы к данному тексту 2.согласны ли вы с позицией автора?Обоснуйте.
В знаменитом стихотворении Некрасова есть фраза: «Отечества достойный сын». Достойный! Сыновьями рождаются — достойными сыновьями становятся. И, значит, достойным сыном отечества вырастет тот, кто сумел воспитать в себе гражданственность. Гражданственность принадлежит к тем человеческим качествам, которые воспитываются всей нашей жизнью, но прежде всего они выковываются в результате самовоспитания.
Можешь ли ты уже сейчас, будучи учеником, проявить гражданственность? Да, можешь. Простая ситуация: объявлен субботник или лыжный кросс, во время которого твоя школа будет соревноваться с соседними. Проверь себя: почему ты участвуешь в любом из этих дел и как, с каким настроением? Потому ли, что боишься наказания или, скажем, неодобрения товарищей, или потому, что осознаёшь значение своего участия, живёшь по правилу: «Если не я, то кто же?».
Вот эта формула «если не я, то кто же?», может быть, и есть та лакмусовая бумажка, которая определить степень твоей гражданской зрелости. Если ты уклонился от какого-то малоприятного дела под предлогом, что и без тебя обойдутся, значит, в тебе нет ни грана гражданственности.
Тот, в ком это свойство достаточно развито, всегда ощущает себя виноватым. ответственным за то, что общее дело получилось плохо. Он обязательно испытывает ощущение вины от того, что собрание или вечер, или поход никого не волнуют, на вечере скучно, а поход оказался неподготовленным.
Следующий шаг гражданственности — это не пассивное недовольство, отношение не зрителя, не наблюдателя, а деятельное участие. Не ждать, пока кто-то сделает жизнь класса интересной и содержательной, наладит отношения между ребятами, а самому в меру своих сил (часто сверх сил) браться за дело. Не допускать, чтобы в твоём присутствии обижали слабого, дразнили человека, унижали его достоинство.
Гражданственность предполагает, что человек, живущий «для блага ближнего», не жертвует при этом собой, своими интересами, не чувствует себя лишённым чего-то, ущемленным. Совсем напротив — он просто не может жить по-другому, только такой жизни даёт ему острое ощущение счастья.
Кто, по мнению некрасова, становится достойным сыном? Необходимо ли достойному иметь гражданственность? Как воспитать в себе гражданственность? Можно ли в юном возрасте иметь гражданственность? Если Желание участвовать в общественных мероприятиях- не искреннее, это гражданственность? Что определить степень гражданственности? Развитое чувство гражданственности вызывает чувство вены в некоторых случаях? Предполагает ли гражданственность что человек живет на благо других?
Объяснение:
1. Что такое гражданственность и как она формируется в человеке?
2. Может ли ученик проявить гражданственность в своей жизни?
3. Какие ситуации могут показать степень гражданственной зрелости ученика?
4. Какую роль играет ощущение вины в развитии гражданственности?
5. Какое деятельное участие требуется от граждански ответственного человека?
6. Чем отличается граждански ответственный человек от пассивного наблюдателя?
7. В чем заключается главное преимущество жизни для блага других людей?
Тезисы к тексту:
1. Гражданственность является одним из человеческих качеств, которое воспитывается постепенно и требует самовоспитания.
2. Ученик может проявить гражданственность, например, участвуя в субботниках или соревнованиях с другой школой.
3. Формула "если не я, то кто же?" может определить степень гражданской зрелости ученика.
4. Развитая гражданственность влечет за собой ощущение вины за неудачи общего дела.
5. Гражданственность требует активного участия и не позволяет ждать, что кто-то другой сделает жизнь класса интересной и содержательной.
6. Гражданственный человек не терпит обид слабых и не допускает унижения их достоинства.
7. Гражданственность предполагает жизнь "для блага ближнего", без потери собственных интересов и ощущения ущемленности, и при этом дает ощущение счастья.
Ответ на вопрос о согласии с позицией автора:
Я согласен с позицией автора о том, что гражданственность является важным качеством, которое воспитывается в человеке. При этом автор достаточно подробно объяснил, что гражданственность требует активного участия и самовоспитания. Я согласен с тем, что ученик уже сейчас может проявить гражданственность в различных ситуациях, таких как соревнования с другими школами. Особенно сильным аргументом является формула "если не я, то кто же?", которая помогает определить степень гражданской зрелости. Кроме того, согласен с автором, что гражданственный человек не только заботится о благе ближнего, но и испытывает радость и ощущение счастья от такой жизни.