1)Собирание сказок, в особенности те творческие усилия, которые требовались от собирателей, чтобы передать в своих пересказах сам дух народного творчества, послужили не только фольклористическим целям, но и внесли свежую струю в «профессиональную» литературу. (2)Вскоре в Дании нашёлся человек, который смог использовать новые возможности удивительно полно и оригинально. (3)Ханс Кристиан Андерсен с детства хорошо знал и любил народные сказки и предания, хотя по темпераменту и по самоощущению он был не учёным, а художником. (4)Его не занимала проблема точного воспроизведения духа крестьянского рассказа; он учился у фольклора, чтобы использовать его приёмы в свободной импровизации, вкладывая в сказочный сюжет собственный опыт – опыт
образованного европейца середины XIXв., литератора в гуще литературного процесса, горожанина, живо заинтересованного происходящим на его глазах фантастическим прогрессом науки и техники. (5)От Андерсена ведёт своё начало литературная сказка; сказки Андерсена остаются в этом жанре точкой отсчёта, мерилом и недосягаемым образцом. (6)Он сумел с большой естественностью вместить в них мировоззренческие раздумья, социальную критику и сатиру, литературную пародию, познавательный рассказ.
(По М. Сокольской)
9 Укажите номера сложноподчинённых предложений. ответ: .
10 Выпишите все союзы из (4) предложения текста. ответ: .
11 Установите соответствие между предложениями и их характеристиками.
1) То сладкая ягода попадется, то от кислоты скулы сведет.
2) Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, будто бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
3) Обнаружилось, что развитие навыков управления во многом связано с особенностями темперамента человека. 4) Каждую вещь надо писать так, как будто она последняя в вашей жизни.
5) Куда сердце летит, туда и око глядит. 6) Не от воды, которая утекла, будет вертеться мельница.
А) СПП с придаточным
определительным
Б) СПП с придаточным
изъяснительным
В) СПП с придаточным места
Г) СПП с придаточным сравнения Д) СПП с придаточным образа действия
АБВГД
ответ:
Сложноподчиненное предложение: 1-е предложение
Обоснование: Сложноподчинённое предложение имеет придаточное предложение, которое является обстоятельственным и выражает результат действия главного предложения. В данном случае главное предложение - "собирание сказок послужило не только фольклористическим целям", а придаточное предложение - "творческие усилия, которые требовались от собирателей, чтобы передать в своих пересказах сам дух народного творчества". Таким образом, это сложносочиненное предложение.
2) Вскоре в Дании нашёлся человек, который смог использовать новые возможности удивительно полно и оригинально.
Сложноподчиненное предложение: отсутствует
3) Ханс Кристиан Андерсен с детства хорошо знал и любил народные сказки и предания, хотя по темпераменту и по самоощущению он был не учёным, а художником.
Сложноподчиненное предложение: отсутствует
4) Его не занимала проблема точного воспроизведения духа крестьянского рассказа; он учился у фольклора, чтобы использовать его приёмы в свободной импровизации, вкладывая в сказочный сюжет собственный опыт – опыт образованного европейца середины XIXв., литератора в гуще литературного процесса, горожанина, живо заинтересованного происходящим на его глазах фантастическим прогрессом науки и техники.
Сложноподчиненное предложение: 2-е предложение
Обоснование: Сложноподчинённое предложение имеет придаточное предложение, которое выражает цель действия главного предложения. В данном случае главное предложение - "его не занимала проблема точного воспроизведения духа крестьянского рассказа", а придаточное предложение - "он учился у фольклора, чтобы использовать его приёмы в свободной импровизации, вкладывая в сказочный сюжет собственный опыт – опыт образованного европейца середины XIXв., литератора в гуще литературного процесса, горожанина, живо заинтересованного происходящим на его глазах фантастическим прогрессом науки и техники". Таким образом, это сложносочиненное предложение.
5) От Андерсена ведёт своё начало литературная сказка; сказки Андерсена остаются в этом жанре точкой отсчёта, мерилом и недосягаемым образцом.
Сложноподчиненное предложение: 3-е предложение
Обоснование: Сложноподчинённое предложение имеет придаточное предложение, которое выражает объяснение или пояснение к главному предложению. В данном случае главное предложение - "от Андерсена ведёт своё начало литературная сказка", а придаточное предложение - "сказки Андерсена остаются в этом жанре точкой отсчёта, мерилом и недосягаемым образцом". Таким образом, это сложносочиненное предложение.
6) Он сумел с большой естественностью вместить в них мировоззренческие раздумья, социальную критику и сатиру, литературную пародию, познавательный рассказ.
Сложноподчиненное предложение: отсутствует