1. Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ текста. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце барабанно-звонкие, голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники; тайга была такой чистой, словно осень по ней свистящей метлой, и во всем мире жили прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги.
(В.Липатов)
- Объясните правописание слов и постановку знаков препинания.
- Обозначьте в предложениях сказуемые и определите их вид.
- Составьте схему первого предложения.
- Какие слова, по-вашему, можно назвать авторскими неологизмами? - Найдите определения. Какие из них можно считать эпитетами?
2. Спишите. Подчеркнуть определения.
1. В действительности Неаполь оказался как бы сдвинутым в пространстве и цвете.
2. Американский пароход был белый, длинный и скучный.
3. Здесь дым канареечного цвета, пахнущий кислотами, висит над пустырями.
4. За овцами ринулись с остервенелым лаем дождавшиеся своего часа собаки.
5. Все жаждали получить дорогие сувениры.
6. Они казались серыми от пены.
7. Возвращалась ночь, и кашель грузчиков, натрудивших плечи, был все тот же, что и всегда.
(К Г. Паустовский)
3. Распределите словосочетания в две колонки в зависимости от вида определения.
Лестница у комнаты, история девочки, девичья коса, храбрый человек, храбрость бабушки, правая дорога, курлыканье журавлей, журавлиный клин, прославивший писатель, дорога слева.
очень