1. С каким утверждением нельзя согласиться? Дайте правильный вариант.
1. Союз могут связывать слова друг с другом.
2. Союзы не употребляются в речи самостоятельно.
3. Союзы в предложении чаще всего бывают дополнениями.
2. Спишите, вставьте пропущенные союзы, определите группу по значению, разряд ( записать в скобках после предложения)
1. Не ищи правды в других, ... ее нет в тебе. /Пословица/
2. Не от росы урожай, ... от поту. /Пословица/
3. Я хочу, ... к штыку приравняли перо. /М. Маяковский/
4. А он, мятежный, ищет бури, ... в бурях есть покой! /М. Лермонтов/
3. В каких предложениях союз И связывает однородные члены? Запишите их, расставляя недостающие знаки препинания.
1. Сверкающий ливень запрыгал и сад зашумел от дождя. /И. Бунин/
2. И пращ и стрела и лукавый кинжал щадят победителя годы. /А. Пушкин/
3. Ветер налетел и окно распахнулось настежь.
4. На дворах и домах снег лежит полотном. /И. Никитин/
4. Продолжите предложение дважды, так, чтобы получилось сначала предложение с одноразовыми членами, затем сложное. Не забудьте расставить запятые!
Пришла весна и ... .
5. Закончите предложение так, чтобы получилось предложения, выражающие: (три предложения)
а/ временные отношения; б/ причинные отношения; в/ целевые отношения.
Нужно много читать ... /когда? почему/ с какой целью?/
6. Где выделенное слово – СОЮЗ? Запишите предложения с союзами ТАКЖЕ и ТОЖЕ.
1. Землю то/же/ можно измерить /А. Дорохов/
2. То/же/ слово, да не так бы молвить. /Пословица/
3. Костя ей так/же/ дорог, как брат и сестра. /В. Осеева/
4. Луи Пастер установил так/же/, что при высокой температуре микробы погибают. /М. Янковская/
7. Различайте союз и другие части речи! Найдите и запишите предложения, в которых употреблены местоимения с предлогами или частицами.
1. Что сходит с рук ворам, за/то/ воришек бьют. /И. Крылов/
2. Смотри, кума, что/бы/ не осрамиться. /И. Крылов/
3. Что/бы/ вы посоветовали мне прочитать о декабристах ?
4. Становилось все холоднее, за/то/дождь прекратился