1. С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов

«любовь к родине». (2)Осознаёт он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном

чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом

возрасте.

(3)Чувство это действительно сложное. (4)Тут и родная культура, и родная

история, всё и всё будущее народа, всё, что народ успел совершить на

протяжении своей истории и что ему совершить ещё предстоит. (5)На одном из первых

мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.

(6)Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных

потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7)Казалось бы, что любить в тундре?

(8)Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стёклышками озёр, поросшая

лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет свою тундру ни на какие там

южные красоты. (9)Одним словом, кому мила степь, кому ‒ горы, кому ‒ морское,

пропахшее рыбой побережье, а кому ‒ родная среднерусская природа, тихие красавицы

реки с жёлтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького

города... (10)И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на берёзе

перед крыльцом.

(11)Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12)Но из тысяч

примет и признаков складывается то общее, что мы зовём нашей родной природой и чтомы, любя, быть может, и море, и горы, любим всё же сильнее, чем что-либо иное на всём

белом свете.

(13)Всё это так. (14)Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не

стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди

природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими

учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали

свою любовь нам, потомкам. (15)Разве не помним мы с детства наизусть лучшие

строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета?

(16)Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у

Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?.. (17)А

живопись? (18)Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов ‒ разве они

не учили и не учат нас любить родную природу?

(19)В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского

писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. (20)Иван Сергеевич прожил долгую и

богатую жизнь. (21)Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22)Но,

главное, он был талантливым и ярким писателем. (23)Последние двадцать лет жизни

Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста

шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24)Широкая гладь воды,

перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов ‒ всё это ещё

больше сближало писателя с родной природой. (25)Из охотника, как это часто

бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не

только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в

душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26)В эти

годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о

деревьях и птицах, о цветах и зверях.

(27)Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только

материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают

чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного.

(28)Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича

Соколова-Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина,

у Паустовского и Леонова.​

jillikati jillikati    1   23.10.2020 15:41    33

Другие вопросы по теме Русский язык