1. Распределите данные омонимы по типам: лексические омонимы, омоформы, омофоны.
мех (животного) – мех (кузнечный)
три (от тереть) – три (числительное)
дог (порода собак) – док (место в порту)
лечу (от летать) – лечу (от лечить)
балка (ложбина) – балка (брус)
2.Составьте предложения с омоформами, проиллюстрировав их значение.
Мой, стих, лай, подряд
3. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Найдите в тексте омонимы, омографы, омофоны, омоформы, явно выраженные и скрытые, составьте с ними словосочетания.
В полях, некошеных косой,
Все утро дождик шёл косой.
Дочь грома - капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч(?), закрыв глаза,
В лицо земли боясь взглянуть.
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она стекла.
1. Распределим данные омонимы по типам:
- мех (животного) – мех (кузнечный) - это лексические омонимы, так как они представляют разные значения одного и того же слова.
- три (от тереть) – три (числительное) - это омографы, так как они написаны одинаково, но имеют разные значения.
- дог (порода собак) – док (место в порту) - это омоформы, так как они звучат по-разному, но пишутся одинаково.
- лечу (от летать) – лечу (от лечить) - это омофоны, так как они звучат по-разному, но пишутся по-разному.
- балка (ложбина) – балка (брус) - это лексические омонимы, так как они представляют разные значения одного и того же слова.
Перейдем ко второму вопросу.
2. Составим предложения с омоформами и проиллюстрируем их значение:
- Мой (омоформа моей) карандаш очень острый.
В этом предложении слово "мой" имеет значение "принадлежащий мне", что обозначает притяжение карандаша.
- Сон в рулет (нарушение речи детей в раннем возрасте) - у него снова был стих.
В этом предложении слово "стих" имеет значение "регулярный ритмический рисунок", который олицетворяет регулярные движения и повторения имеющиеся в сновидении.
- Пёс увидел кос (предмет ландшафта) и начал главить.
В этом предложении слово "кос" имеет значение "высокая и крутая гора", что символизирует сложность восхождения и решимость пса.
- Петя собрал все вести ради лай (звук собаки) и двинулся вперед.
В этом предложении слово "лай" имеет значение "звук, издаваемый собакой", что представляет долгожданный успех и восторженные возгласы.
Теперь перейдем к третьему вопросу.
3. Спишем текст и найдем в нем омонимы, омографы, омофоны и омоформы:
В полях, некошеных косой,
Все утро дождик шел косой.
Дочь грома - капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч(?), закрыв глаза,
В лицо земли боясь взглянуть.
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она стекла.
В данном тексте омонимами являются: косой (предмет, площадка скошенной травы) - косой (наклонный), круч (непонятное слово, возможно опечатка) - и капля-егоза (птица) - капля (маленькая капля жидкости).
Омографов, то есть слов с одинаковой написанной формой, но разным значением, в данном тексте нет.
Омофонами являются: шел (шагал) - косой (наклонный), стекла (наклонилась) - стекла (взяла), стекла (наклонилась) - стекла (из стекла), и она (поручена она) - она (в руку взяла туда).
Омоформами являются: косой (предмет, площадка скошенной травы) - шел (наклонилась), она (поручена она) - стекла (из стекла).
Окончательно, составим словосочетания с найденными омонимами, омографами, омофонами и омоформами:
- некошеные косой (издержки нескошенной травы);
- дождик шел косой (дождик шел под углом);
- капля-егоза (маленькая капля птичьего пера);
- кончая свой высотный путь (заканчивая путь в горах);
- летела с круч - возможно опечатка (летела с возвышенности);
- закрыв глаза (прикрылась голубая птица);
- в лицо земли (направленно к земле);
- ладонь цветка (в ладони у девочки сидит цветок).
Таким образом, мы рассмотрели различные типы омонимов, омографов, омофонов и омоформов в предоставленном тексте и создали словосочетания, чтобы дети могли лучше понять значение этих слов.