1) Прочитайте тексты. Определите использованный в каждом из
них тип речи и связи предложений. Назовите средства связи.
1. Шумят в парке деревья, шуршит опавшая листва. Это
гуляет по аллеям осенний ветер. Залетает ветер в клёны, кло-
нит к земле берёзки, срывает листья с могучих дубов. Шеле-
стят на ветру листья, шевелятся густые кусты, тревожно
шепчутся травы.
(М. Мирончикова)
2. У моей бабушки свой дом в деревне — хата. И пахнет
в хате побелкой чистой, печью пахнет и глиной, а ещё пахнет
солнцем и тенью. Солнцем пахнет, как горячим хлебом, а те-
нью — как молоком и сметаной...
В проёмах дверей в хате висят гардины длинные — от
пола до самого потолка, а на них розы огненные расцветают.
(Ю. Нечипоренко)
3. По дорожке полз большой чёрный муравей и тащил
что-то белое в лапках или зубах. Не знаю, есть ли у него зу-
бы? На его пути лежал пучок сена.
Муравей остановился. Сунулся в одну сторону, в другую.
Я решил ему и поднял сено. Глупый муравей испу-
гался. Я понял это. Он сначала прикинулся мёртвым и не
шевелился, а потом бросил свой груз и быстро-быстро убе-
жал.
(И. Дегтярёва)
147
4. Муравьиная кислота при попадании на кожу человека
вызывает болезненные ожоги. Эту кислоту выделяет ядови-
тая железа, которая занимает у муравьёв половину брюшка.
Существует несколько гипотез, объясняющих образование
кислоты в организме муравья, единого мнения по этому по-
воду не существует. Стоит отметить, что муравьиная кислота
обладает сильнейшими инсектицидными свойствами.
(Н. Барков)
5. Спектакль пятиклассникам понравился. Во-первых,
сюжет постановки был очень интересным. Во-вторых, глав-
ные роли исполняли уже знакомые ребятам талантливые ак-
тёры. И в-третьих, режиссёр использовал необычные эффек-
ты, в том числе настоящий фейерверк.
(Е. Светлова)
2) Спишите текст, в котором использован комбинированный спо-
соб связи предложений. Подчеркните средства связи.
письменно (укажите только связи предложений в текстах - последовательная, параллельная или комбинированная связь)

Metalgitarist23 Metalgitarist23    3   23.04.2020 21:17    769

Ответы
uradovskiy2015 uradovskiy2015  12.01.2024 10:34
1) В первом тексте использован экспозиционный тип речи. Связь предложений в тексте - последовательная, они описывают последовательные действия осеннего ветра, его воздействие на деревья и растения. Средства связи: повторение ("шумят в парке деревья", "шуршит опавшая листва"), глаголы движения ("гуляет", "залетает", "клонит", "срывает"), союзы ("и", "кло...небольшую часть причинно-следственной связи. Средства связи: союзы ("и", "а"), повторение глаголов ("пахнет"), аналогия сравнения ("солнцем пахнет, как горячим хлебом, а тенью - как молоком и сметаной"), эмоциональное возбуждение ("побелкой чистой, печью пахнет и глиной...").
3) В третьем тексте использован повествовательный тип речи. Связь предложений - комбинированная, параллельная и последовательная. Они последовательно описывают действия муравья, употребление сена и реакцию рассказчика. Средства связи: союзы ("и", "не", "а", "потом"), повторение глаголов ("полз", "тащил", "сунулся", "прикинулся", "шевелился", "бросил", "убежал").
4) В четвертом тексте использован информативно-научный тип речи. Связь предложений - последовательная и причинно-следственная. Они описывают свойства муравьиной кислоты и возможные причины ее образования. Средства связи: глаголы состояния ("вызывает", "выделяет", "существует", "отметить"), союзы ("что", "которая", "еще", "что").
5) В пятом тексте использован рецензирующий тип речи. Связь предложений - последовательная. Они описывают понравившиеся аспекты спектакля. Средства связи: союзы ("во-первых", "во-вторых", "и в-третьих"), эмоциональная оценка ("очень интересным", "талантливые актеры", "необычные эффекты").

2) В текстах использован комбинированный способ связи предложений.
Текст из задания:
1) Шумят в парке деревья, шуршит опавшая листва. Это гуляет по аллеям осенний ветер. Залетает ветер в клёны, клонит к земле берёзки, срывает листья с могучих дубов. Шелестят на ветру листья, шевелятся густые кусты, тревожно шепчутся травы.
2) У моей бабушки свой дом в деревне - хата. И пахнет в хате побелкой чистой, печью пахнет и глиной, а ещё пахнет солнцем и тенью. Солнцем пахнет, как горячим хлебом, а тенью - как молоком и сметаной...
3) По дорожке полз большой чёрный муравей и тащил что-то белое в лапках или зубах. Не знаю, есть ли у него зубы? На его пути лежал пучок сена.
Муравей остановился. Сунулся в одну сторону, в другую. Я решил ему помочь и поднял сено. Глупый муравей испугался. Я понял это. Он сначала прикинулся мёртвым и не шевелился, а потом бросил свой груз и быстро-быстро убежал.
4) Муравьиная кислота при попадании на кожу человека вызывает болезненные ожоги. Эту кислоту выделяет ядовитая железа, которая занимает у муравьёв половину брюшка. Существует несколько гипотез, объясняющих образование кислоты в организме муравья, единого мнения по этому поводу не существует. Стоит отметить, что муравьиная кислота обладает сильнейшими инсектицидными свойствами.
5) Спектакль пятиклассникам понравился. Во-первых, сюжет постановки был очень интересным. Во-вторых, главные роли исполняли уже знакомые ребятам талантливые актёры. И в-третьих, режиссёр использовал необычные эффекты, в том числе настоящий фейерверк.

В данном случае используются как последовательная связь (перечисление действий или фактов в тексте), так и параллельная связь (описание нескольких однородных событий или фактов в одном предложении) предложений.

Примеры средств связи в тексте:
1) Ветер шумит в парке, опавшая листва шуршит. Сначала описывается звук, производимый ветром и листвой, затем показывается действие ветра на деревья и растения.
2) В хате пахнет побелкой, печью пахнет и глиной, солнцем пахнет, как горячим хлебом, а тенью - как молоком и сметаной. Здесь используется параллельная связь, чтобы передать многоаспектный образ запахов в хате.
3) Муравей тащит что-то белое в лапках или зубах. Он останавливается, сначала сунулся в одну сторону, потом в другую. Рассказчик решает помочь муравью и поднимает сено. Здесь предложения последовательно описывают действия муравья и реакцию рассказчика.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Русский язык